Личность в общественной жизни - ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ - 10 класс

Обществознание 10-11 классы - Методические рекомендации - Пособие для учителя

Личность в общественной жизни - ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ - 10 класс

Цель урока: рассмотреть единство свободы и ответственности в жизни человека и общества, раскрыть учащимся перспективы самореализации в обществе в гармоничном единстве достижения личных жизненных целей и активного участия в жизни общества.

Основные понятия: жизненные цели, ответственность, призвание, самореализация, свобода, смысл жизни, совесть.

План урока:

1. Свобода и ответственность в жизни личности и общества.

2. Регуляторы свободы.

3. Самореализация личности в обществе.

Урок целесообразно провести в форме семинара с преимущественно индивидуальной работой учащихся.

Основная логическая линия урока предполагает, оттолкнувшись от понимания свободы как внутреннего состояния личности, познакомить учащихся с проблемой свободы в историко-культурном аспекте с тем, чтобы затем вновь вернуться к личности, к значению правильного понимания свободы и ответственности для духовной жизни человека и его самореализации в обществе.

Основной алгоритм урока следующий: как качество моей духовной сущности — людей, в мире, природе — (совесть, долг, честь и др.) — как основа гармоничной самореализации (выделенные курсивом слова по желанию учителя можно изобразить на доске схематически). Так тема внутренней свободы человека, ее связи с поведением личности в обществе связывается с моралью (правила регуляции личной свободы человека), духовно-нравственными основами отношения человека к другому человеку, близким, семье, народу, государству, своим общественным обязанностям.

Для примера в помощь учителю приведем несколько высказываний на эту тему.

С глубокой древности понимание свободы человека отождествлялось с ограничением своеволия и связывалось прежде всего с его эмоциональными и умственными качествами; так, древнегреческий философ Зенон из Китиона считал: «Свобода — это то состояние, которого достигают мудрые. Всем же остальным она неведома»; а христианский богослов Августин Блаженный писал: «Воля в нас всегда свободная, да не всегда добрая» (советуем сравнить со словами апостола Павла, приведенными в § 4). Такое моральное понимание свободы является традиционным христианским пониманием. Здесь важно отметить, что и в философии, и в религии понятия свободы и разнузданности не отождествляются, а противопоставляются одно другому. О «неумной свободе» и ее последствиях для социальной жизни французский писатель О. де Бальзак говорил следующее: «Свобода, данная развращенному народу, — это юная девушка, преданная развратникам».

К рассмотрению проблемного вопроса о необходимости или отрицании внешнего «ограничителя», регулятора человеческой свободы — сверхчеловеческого, божественного авторитета, можно привести два противоположных высказывания. Первое принадлежит известному русскому революционеру М. А. Бакунину, который считал: «Существование Бога логически подразумевает самоотречение человеческого разума и человеческой справедливости; оно является отрицанием человеческой свободы и необходимо приводит не только к теоретическому, но и к практическому рабству... Бог существует, значит, человек — раб... » Второе высказывание принадлежит выдающемуся деятелю христианской Церкви III—IV вв. святому Афанасию Великому: «Кто истинно боится Бога, тот никого не боится; кто не боится Бога, тот всего должен бояться».

В русской народной культуре последняя мысль выражается проще: «Не боюсь никого, кроме Бога одного». Значит ли это, что такой человек ничем не ограничивает свою свободу? Конечно, нет. «Бояться Бога» для верующих — значит бояться нарушить установленные в данной религии заповеди, правила, нормы отношений с Богом и людьми. Такое понимание свободы и ответственности присуще верующим людям вообще. Однако установленные в разных религиях нравственные постулаты могут существенно различаться.

Итак, в обществе нет единого общепризнанного правила «регуляции свободы». Свои нормы свободы устанавливают и обосновывают религии и различные философские школы, направления, социальные учения. В целом в обществе общая для всех норма свободы задается обычно принятой в нем системой правовых норм, охраняемых законом. За пределами этой нормы каждый человек осуществляет собственный выбор меры своей личной свободы в отношениях с другими людьми, обществом, природой, государством, руководствуясь своим умом и совестью, а также учитывая многие другие факторы: традиции своей семьи, этноса, существующие в данное время социальные условия и др.

Говоря о проблеме свободы и свободного выбора, учителю необходимо объяснить учащимся, что главное, чему должен научиться человек, — это умению соотносить необходимость ограничения свободы с ее сохранением. Человек никогда не должен отказываться от личной свободы. И здесь уместно привести следующее высказывание Ф. М. Достоевского: «Я хочу не такого общества, где бы я не мог делать зла, а такого именно, чтоб я мог делать всякое зло, но не хотел его делать сам». Подлинное благополучие и личности, и общества не может достигаться за счет отказа человека от личной свободы, несмотря на то что во все времена находились те, кто призывали к такому решению. В «Легенде о великом инквизиторе» Ф. М. Достоевского инквизитор говорит Христу: «Ты не понял человека, оставив его наедине со свободой. Человеку не нужна свобода, ему нужен хлеб, и люди придут к нам, жрецам и властителям, принесут к нашим ногам свободу... поймут наконец сами, что не могут быть никогда свободными, потому что малосильны, порочны, ничтожны и бунтовщики... Они порочны и бунтовщики, но под конец они станут послушными. Они будут дивиться на нас и будут считать нас за богов за то, что мы во главе их согласились выносить свободу и над ними господствовать — так ужасно им под конец станет быть свободными. Говорю тебе, что нет у человека заботы мучительнее, как найти того, кому бы передать скорее дар свободы, с которым он рождается».

Учащиеся должны осознать, что отказ от личной свободы для человека равносилен самоубийству, отказу от своей человеческой сущности, своей самобытности, своего бытия. Являясь выражением духовной сущности человека, свобода не может быть отнята у человека насильно кем бы то ни было (как и совесть, честь и другие духовные качества).

Конечно, человека можно убедить отказаться от свободы, от себя самого. Но такой отказ ведет к перспективе тоталитарного общества, где люди превращаются в винтики большой государственной машины, в роботов, действующих по заданной программе (в качестве примеров можно привести и посоветовать прочесть антиутопии Дж. Оруэлла, Е. И. Замятина, предложить посмотреть фильм «Матрица» и т. п.). Такая перспектива тоже вполне реальна и осознается в обществе, в культуре.

Далее учитель может сделать вывод, что проведенный анализ подтверждает духовные основы свободы и ее связь с другими проявлениями духовной сущности человека, без которых он не может оставаться самим собой, реализовывать себя как личность. Без свободы человек жить не может. Поэтому одним из главных вопросов существования общества является вопрос о соотношении личной свободы каждого отдельного человека с личной свободой других людей.

Современный писатель В. К. Невярович в своей книге «Терапия души» приводит примерный перечень того, что хочет и чего не хочет человек (см. таблицу).


Чего не хочет

Чего хочет

Грубости, пренебрежения к себе

Хорошего отношения к себе

Невнимания со стороны других

Уважения

Ненависти, гнева

Любви

Испытывать боль, страдания

Не испытывать боли, страданий

Болеть

Всегда иметь отличное здоровье

Стариться, умирать

Бесконечной молодой жизни

Оставаться незамеченным, в тени

Славы, известности

Бедности, нищеты

Денег, богатства

Скуки, однообразия

Удовольствий, развлечений

Семейных ссор и разладов

Благополучия в семье

Голодать, недоедать

Много вкусной пищи

Быть плохо одетым

Нарядов, красивой одежды

Много напряженной работы

Часто отдыхать

Жить все время на одном месте

Много путешествовать

Быть малоимущим

Изобилия имущества

Ожиданий

Быстро удовлетворять желания

Плохо выглядеть

Нравиться другим людям


Далее писатель утверждает, казалось бы, парадоксальную вещь. Человек, даже получив все из желаемого, может так и не почувствовать себя счастливым. С другой стороны, не имея многое из того, что хотел бы иметь, он все равно может чувствовать себя счастливым. Очевидно, ощущение счастья связано не столько с обладанием какими-то конкретными благами, сколько, в большей мере, с внутренним состоянием самого человека, особенностями его духовной жизни, настроения, отношения к самому себе, другим людям, жизни в целом.

Далее рекомендуем провести в классе психологический эксперимент «Ваше понимание счастья» (можно провести его на уроке или предложить в качестве задания на дом).

Вначале из перечня того, что хочет человек, исключайте по одному то, без чего вы могли бы все равно чувствовать себя счастливым. Потом из перечня того, чего не хочет человек, исключайте по одному то, что все равно не мешало бы вам быть счастливым. Затем сравните результаты и обсудите их с учащимися.

Иллюстрируя мысль о том, что достижение жизненных целей, реализация смысла жизни каждым человеком тесно взаимосвязаны с обществом, советуем вновь обратиться к объемной «Модели человечества». В качестве иллюстрации можно привести такой исторический эпизод.

Уинегон Черчилль, английский премьер-министр, с которым связана почти вся политическая история Великобритании XX в., однажды в молодости купаясь в озере Лохфилд в Шотландии, неожиданно почувствовал судороги и стал тонуть. Работавший поблизости молодой человек услышал его крики, самоотверженно бросился на помощь, вытащил утопающего на берег и оказал ему первую помощь. Спустя несколько лет Черчилль вновь оказался в тех краях и поинтересовался судьбой своего спасителя. Выяснилось, что тот очень хочет стать врачом, но денег на учебу не имеет. Семья Черчиллей в благодарность решила оплатить образование молодого человека, который, получив профессию врача, занялся медицинской наукой, стал профессором, а в 1923 г. сделал выдающееся открытие — открыл пенициллин. Когда на Ялтинской конференции 1945 г. Черчилль тяжело заболел, пенициллин спас ему жизнь.

Можно предложить учащимся следующее рассуждение. Совершенно очевидно, что Александр Флеминг (так звали ученого) был свободен в своем выборе — спасать ли ему с риском для собственной жизни тонущего человека или нет. И он абсолютно свободно принял решение, казавшееся ему в тот момент единственно правильным. Так же поступили затем У. Черчилль и члены его семьи, хотя тоже были свободны забыть спасителя или отблагодарить его небольшой суммой денег. В 1945 г. круг замкнулся. Ответственный и свободный, морально правильный выбор участников этой истории дал британскому обществу выдающегося политика, ученого. А пенициллин стал одним из основных лекарственных средств XX в., спасшим жизнь миллионам людей во всем мире.

При обсуждении последнего вопроса урока, посвященного смыслу жизни и жизненным целям человека, можно предложить учащимся провести еще один эксперимент. Каждый из них на отдельном листе анонимно пишет 2—3 свои главные жизненные цели и собственную формулировку смысла жизни (если считает, что он вообще есть). Листки складываются и помечаются любым образом. Учитель собирает их в конверт и заклеивает его. Конверт хранится у него до конца учебного года. В мае школьники получают свои листки обратно. Любопытно сравнить, насколько за год изменились взгляды учащихся (как известно, в этом возрасте взросление идет очень быстро), но советуем на этом эксперимент не заканчивать, а предложить ребятам внести изменения, если их взгляды изменились, и сдать учителю эти листочки на хранение теперь уже до окончания школы.


Темы рефератов и сообщений

1. Как мы познаем мир (психофизиология и психология познания).

2. Научное познание, его особенности и развитие научной картины мира.

3. Опыт самопознания человека в религиозной культуре (православное христианство, ислам, буддизм и другие религии — по выбору).

4. Психология познания, творчества, общения (по выбору).

5. Призвание человека (на примере конкретной биографии деятеля отечественной истории и культуры).

6. Особенности социального познания в эпоху Нового времени.

7. Учения о свободе в философии и религии.

8. Философия и религия о смысле жизни.

9. Человек в философских и религиозных учениях (по выбору).

10. Этикет разных сословий русского общества XIX в.






Для любых предложений по сайту: [email protected]