Обязательное право - ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ - 11 класс

Обществознание 10-11 классы - Методические рекомендации - Пособие для учителя

Обязательное право - ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ - 11 класс

Цель урока: сформировать у учащихся представления об обязательственном праве, о роли договорных отношений в условиях рыночной экономики, о необходимости придерживаться договорной дисциплины в деловых отношениях.

Основные понятия: договор, должник, кредитор, обязательственное право, обязательство, сделка.

План урока:

1. Понятие «обязательственное право».

2. Понятие «обязательство».

3. Договор и сделка, их сходство и различие.

4. Стороны договора.

5. Виды договоров.

Рекомендуемая форма урока — традиционный комбинированный.

Прежде всего целесообразно отработать понятийный аппарат. Для этого можно использовать элементы тестовых заданий, которые могут впоследствии встретиться учащимся при сдаче Единого государственного экзамена. Например, такое задание:

Гражданское правоотношение, в силу которого одно лицо обязано совершить в пользу другого лица определенное действие, называется ___________________ (Ответ: обязательство.)

Может ли быть участником договора одно лицо? ___________________ (Ответ: не может.)

Участники договора называются ___________________. (Ответ: сторонами договора.)

Могут ли участники договора быть одновременно должниками и кредиторами? ___________________ (Ответ: могут.)

Какое понятие — «сделки» или «договоры» — правильнее подставить к следующим перечням отношений, порождающих обязательства:____________________________ мена, перевозка пассажиров, купля-продажа? ___________________ (Ответ: договоры, поскольку это двусторонние или многосторонние отношения.)

Дарение, завещание, хранение — это ___________________. (Ответ: сделки, поскольку среди этих отношений есть одностороннее — завещание.)

Далее в русле межпредметных связей учитель может отметить, что обязательственное право было неплохо разработано еще в период становления римского права. Многое из установленного тогда используется в странах с европейской культурой и по сей день. Так, согласно обязательственному праву, договоры в этот период делились на четыре типа:

(заключенные с помощью определенной словесной формулы); к ним относилось, например, установление приданого;

(заключенные в письменной форме), например записи в книгах домохозяев;

(когда, помимо соглашения, в последующем вещь передавалась одной стороной другой стороне); к ним относились: заем, ссуда, поклажа (безвозмездная отдача вещи на хранение), закладной договор;

(т. е. соглашения): купля-продажа, договор найма, договор товарищества (соединение имущества и сил), договор поручения.

После этого полезно обратить внимание учащихся на развитие навыков практического применения знаний о договорном процессе. Для этого активно используется материал раздела «Учимся защищать свои права». Целесообразно по возможности привлекать во время занятий и уже имеющийся у учащихся практический опыт участия в договорных отношениях.

На уроке можно перечислить некоторые наиболее распространенные договоры. Если позволяет время, уместно подробнее остановиться на некоторых из них.

В связи с укреплением рыночных отношений в новом Гражданском кодексе (ГК РФ) появились описания договоров, которых не было в прежнем, «социалистическом» Гражданском кодексе (особенно если учесть, что частная собственность получила равные права с другими формами собственности), например аренда предприятий, финансовая аренда, коммерческая концессия, простое товарищество, публичный конкурс, проведение игр и пари и др.

Полезно сделать небольшое, но важное пояснение к приведенному в § 38 примеру договора перевозки пассажира частным лицом на своей машине. Все, что описано в параграфе, соответствует жизненным обстоятельствам, кроме одной детали, имеющей строго юридическое значение: в правовом государстве в соответствии с гражданским правом с дохода, полученного за оказание любой услуги, должен быть уплачен налог. Поэтому те, кто занимаются частным извозом, должны соответствующим образом зарегистрироваться (например, как предприниматели без образования юридического лица) и в соответствии с законом платить налоги.

Важен вопрос: как соотносятся договорная дисциплина и качество демократии в нашей стране? Ответ ясен — они взаимосвязаны, но не так прямолинейно, как это может показаться на первый взгляд. Демократические (но неразвитые) отношения в обществе в совокупности с несовершенным законодательством в сфере обязательственного (шире — хозяйственного) права могут привести к разброду в договорных отношениях (что в какой-то мере происходит сейчас в нашей стране). В то же время жесткое авторитарное правление способно на чувстве страха поддерживать внешнюю договорную дисциплину. Проблема заключается в том, чтобы в условиях развитой демократии законность в области договорных отношений была настолько четко организована, что мало у кого появлялось бы желание не выполнить свои обязательства.

Непростым вопросом данной темы является вопрос об обязательствах, возникающих вследствие причинения вреда.

В качестве иллюстрации одного из вариантов разрешения подобной ситуации приведем следующий пример.

Клиент консультируется у юриста: «В результате ДТП мне был причинен имущественный вред (поврежден автомобиль). Причините ль вреда в счет добровольного возмещения предлагает 1 тыс. руб., считая, что материальный ущерб не превышает указанной суммы. Я же настаиваю на сумме в 10 тыс. руб., включая в нее и возмещение морального вреда. На какие нормы законодательства мне можно сослаться в подтверждение моей позиции?»

Разъяснение адвоката: «Если вы с причинителем вреда не можете путем переговоров прийти к соглашению о размерах подлежащего вам возмещения ущерба, то в таком случае окончательная сумма может быть установлена только судом. В суде вам необходимо будет представить доказательства, на основании которых вы требуете данную сумму возмещения. Как правило, основным доказательством причинения имущественного ущерба является заключение экспертизы. Конкретные суммы возмещения за повреждение автомобиля могут быть установлены в предполагаемой калькуляции на ремонт, которую может провести любая (по выбору истца) из специализированных организаций, осуществляющих ремонт автотранспортных средств в соответствии с утвержденными этой организацией тарифами. Что же касается компенсации морального вреда, то по ныне действующему законодательству (ст. 151, 1099 ГК РФ) она производится, если гражданину были причинены физические или нравственные страдания действиями, нарушающими личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в иных, специально предусмотренных случаях. Как следует из описываемой вами ситуации, моральный вред вам был причинен нарушением имущественных прав, поэтому возмещению он не подлежит».






Для любых предложений по сайту: [email protected]