Мораль - ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА В ОБЩЕСТВЕ - 10 класс

Обществознание 10-11 классы - Методические рекомендации - Пособие для учителя

Мораль - ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА В ОБЩЕСТВЕ - 10 класс

Цель урока: уточнить понимание сущности, источников и функции морали в обществе, связи морали со всеми другими сферами общественной жизни; показать учащимся необходимость развития нравственной культуры, приобщения к традиционным моральным нормам российского общества.

Основные понятия: источники морали, мораль, этика.

План урока:

1. От философской дисциплины к духовной жизни личности: этика, мораль, нравственность.

2. На чем основывается мораль.

3. Мораль в политике и науке.

4. Функции и значение морали в духовной культуре общества и социальной жизни в целом.

Рекомендуемая форма урока — традиционный комбинированный урок. Организация учащихся для работы на уроке — индивидуально -групповая.

Пункты плана урока «От философской дисциплины к духовной жизни личности: этика, мораль, нравственность» и «На чем основывается мораль» целесообразно разобрать со всем классом, используя опрос и индивидуальные выступления учащихся. Разбор содержания и особенностей морали в науке и политике можно организовать в группах, а обобщение (пункт 4 плана) лучше провести коллективно.

Эпиграфом урока, который логически связан с воспитательным выводом по предыдущей теме (уроком 25), могут быть слова Ф. М. Достоевского: «Созидается общество началами нравственными».

В начале урока можно предложить учащимся прочитать учебник до вопроса о происхождении морали, а затем обсудить прочитанное, объяснить основные понятия темы.

Далее советуем обратиться к проблеме связи нравственной культуры человека с его интеллектуальным развитием (по учебнику, материал дан на основе словаря В. И. Даля).

Завершить эту часть урока можно фрагментом из эпической поэмы «Песнь об Улликуми», распространенной в древнейшем Междуречье в XV в. до н. э.:

Человек этот глух, ничего он не слышит.

Человек этот слеп, ничего он не видит.

Милосердия нет у него.

Возможно и символическое, и прямое толкование данного текста, иллюстрирующего поражающее действие аморальности не только на умственную сферу человека, но даже на его способности чувственного восприятия. Злой человек действительно постепенно в буквальном смысле перестает видеть, замечать страдания, жизнь других людей.

Таблицу представлений об источниках морали из учебника лучше вынести на доску, сопроводив характеристику каждого из типов представлений выступлениями учащихся и комментарием учителя.

Рассмотрение моральных проблем в политике и науке можно провести в группах.

Класс делится на 4 группы (2 сильные и 2 слабые). Учащиеся читают § 26 до конца. Затем первая слабая группа готовит сообщение по вопросу «Мораль в политике» (сильная дополняет), а вторая слабая — по вопросу «Мораль в науке» (сильная дополняет). Учитель при необходимости дополняет характеристику основных понятий, формулирует выводы.

Советуем предложить учащимся сравнить ряд высказываний (см. ниже) и оценить их с точки зрения нравственной позиции их авторов.

Августин Блаженный: «Не в силе добро, а в добре сила». Святой князь Александр Невский: «Не в силе Бог, а в правде» (вывод — оба высказывания принадлежат одной традиции, христианской системе морали).

Следующие два высказывания можно использовать для обсуждения проблемы соотношения целей и средств их достижения в политике. Н. Макиавелли: «...Пусть государи стараются сохранить власть и одержать победу. Какие бы средства для это го ни употребить, их всегда сочтут достойными и одобрят, ибо чернь прельщается видимостью и успехом, в мире же нет ничего, кроме черни...» В этой цитате особое внимание следует обратить на слова: «... в мире же нет ничего, кроме черни...», в связи с которыми можно затронуть проблему взаимообусловленности взглядов человека на мораль в политике с его личными представлениями о морали, отношением к окружающим (если все люди — «чернь», значит, и политика — «грязное дело»). Хотя взгляды на политику, подобные взглядам Н. Макиавелли, и получили широкое распространение в Европе, их никогда не разделяли представители подлинной европейской элиты. Так, выдающийся немецкий физик В. Гейзенберг, один из основателей современной квантовой механики, писал: «Я считаю, что о политическом движении никогда не надо судить по тем целям, которые оно во всеуслышание провозглашает и к которым, возможно, даже и действительно стремится, но всегда — только по тем средствам, которые оно для их достижения применяет».

Можно обратить внимание учащихся и на ряд слов в русском языке, традиционно выражающих определенные моральные отношения или обязательства, и подробнее раскрыть их смысл и современное понимание: моральный закон — заповедь, обещание; уговор — обычно устная договоренность о чем-то; сговор, как правило, понимается в негативном плане, как нехорошее дело; зарок — обычно нравственный отказ от чего-то; обет, напротив, — нравственное обещание сделать что-то; присяга — торжественное обещание служения определенному делу, идее, например воинская присяга. Соответствующие этим понятиям примеры, ситуации учитель может подобрать из курса отечественной истории.

Завершить урок желательно обобщением о функциях и значении морали в духовной культуре общества и в социальной жизни в целом. Важно напомнить учащимся об универсальной роли морали в жизни общества, обусловленности моралью всех сторон деятельности человека, всех сфер жизни общества.

В частности, можно остановиться на вопросе о моральной ответственности художника, творца, деятеля искусства (связь с уроком 29) и обсудить такие проблемы:

1. Существует ли такая ответственность и в чем она может выражаться?

2. Как такая ответственность может фиксироваться в области правоотношений?

В связи с этим можно привести следующие примеры. Известны случаи, когда дети, насмотревшись приключений кота в мультфильме «Том и Джерри», начинали таким же образом играть со своими домашними животными, в результате чего те погибали. Или трансляции по телевидению реслинга — особого зрелища, имитирующего бои без правил. Серьезной борьбы там не происходит, накачанные актеры просто играют, развлекают публику: падают, ругаются, кидаются друг на друга, бьют фанерными стульями по головам. Но то, что это игра, понятно взрослому человеку, а ребенок все воспринимает всерьез. В итоге в США произошел несчастный случай: 10-летний мальчик убил свою младшую сестру, играя с ней в реслинг. И такой случай не единичный.

Всякий раз при этом возникает юридическая проблема: кто виноват в этих нелепых смертях, к кому предъявлять претензии, кто будет нести ответственность? В современном обществе это выражается в материальном измерении — в деньгах. Так на ком же лежит вина: на родителях, авторах телепрограмм, актерах, которые таким образом зарабатывают на жизнь? Или, может быть, виноваты сами дети?

Известно, что в большинстве развитых стран деятельность средств массовой информации с точки зрения соблюдения ими принятых в данном обществе норм морали контролируют наблюдательные советы. В них входят известные и авторитетные в обществе люди — политики, бизнесмены, юристы, представители основных религиозных конфессий, политических партий, рядовые телезрители и радиослушатели. Они «отслеживают» потоки публикаций, передач телевидения и радио и в случае явного расхождения их содержания с принятыми в данном обществе моральными нормами принимают ограничительные и (или) запретительные меры. Несмотря на неудовольствие части СМИ, общество находит в этом смысл, включая и производителей развлекательных программ, которые видят в этих советах необходимую внешнюю «подстраховку», помогающую в случае какого-либо несчастья (как в приведенном выше примере) «прикрываться» их решением.

Однако попытки создать такие же наблюдательные советы при российских средствах массовой информации (хотя бы на основных телеканалах), предпринимавшиеся депутатами Государственной Думы, до сих не увенчались успехом.






Для любых предложений по сайту: [email protected]