Обществознание 10-11 классы - Методические рекомендации - Пособие для учителя
В чем состоит единство общества - СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - 10 класс
Цель урока: познакомить учащихся с проблемами, возникающими при определении сущности общественных отношений; дать представление о современном понимании понятия «общество».
Основные понятия: духовная близость, историческая память, общественные отношения, общая история, общий язык, общество, признаки общества.
План урока:
1. История развития научных представлений об обществе.
2. Сущностные признаки общества.
3. Общее и различия между понятиями «общество», «государство», «стран а».
Целесообразно урок по данной теме провести с использованием различных приемов обучения: лекции (первая часть урока); проблемной дискуссии (вторая часть урока). Организация учащихся на уроке индивидуально-групповая.
В начале урока необходимо отметить, что философские споры о сущности общества продолжаются уже более двух тысяч лет и данная проблема не обусловлена сугубо научным интересом, а имеет большое практическое значение, поскольку человек — существо социальное и может вести полноценную жизнь только в среде себе подобных. Следовательно, разгадать сущность общества, т. е. причины, связывающие людей в некое единое целое, механизмы взаимоотношений между людьми, занимающими разное социальное положение, означает гарантировать само существование общества, обеспечение его стабильности и возможности решать многие насущные проблемы.
Далее рекомендуем подробнее остановиться на истории изучения проблемы общественных отношений.
Как известно, о классовом делении общества, методах его управления, принципах общественной справедливости размышляли философы разных стран и народов начиная с VI в. до н. э.
Рассказ о решении этой проблемы в Новое и Новейшее время можно начать с чтения отрывка из «Богословско-политического трактата» одного из самых интересных философов Нового времени — нидерландского мыслителя Б. Спинозы.
Дополнительные материалы
«Общество весьма полезно и в высшей степени необходимо не только для того, чтобы обезопасить жизнь от врагов, но и для сбережения многих вещей. В самом деле, если бы люди не желали оказывать взаимопомощь друг другу, то не хватило бы ни умения, ни времени поддерживать и сохранять себя, насколько это возможно. Ведь не все одинаково ко всему способны и не каждый был бы в состоянии приготовить себе то, в чем он один больше всего нуждается. Сил и времени, говорю, ни у кого не хватило бы, если бы он один должен был пахать, сеять, жать, молоть, варить, ткать, шить и делать многое для поддержания жизни.
<...> Люди, живущие с варварами без гражданственности, ведут жалкую, почти скотскую жизнь, однако они и то немногое, жалкое и грубое, что есть у них, не приготовляют себе без взаимной помощи, какова бы она ни была. Теперь, если бы люди от природы так были созданы, что они ничего не желали бы, кроме того, на что им указывает истинный разум, то общество, конечно, не нуждалось бы ни в каких законах, но, безусловно, довольствовалось бы обучением людей истинным правилам морали, дабы люди совершенно добровольно и от всей души делали то, что истинно и полезно. Но человеческая природа устроена совсем иначе. <...> Поэтому ни одно общество не может существовать без власти и силы, а следовательно, и без законов, умиряющих и сдерживающих страсти и необузданные порывы людей».
Закончив чтение отрывка, необходимо выделить проблемы, обозначенные философом, записав их на доске. Это позволит учащимся проследить, как проблемы общественного развития решались другими учеными Нового и Новейшего времени (лучше, если учитель сделает это вместе с учащимися).
Основные идеи, высказанные Б. Спинозой:
1. Общество необходимо для выживания людей.
2. Существование общества — результат взаимодействия и взаимопомощи людей.
3. Для того чтобы общество существовало, необходима власть силы и законы.
4. Сила власти и законов нужна потому, что люди неразумны, большинство из них не может добровольно следовать «истинным правилам морали».
Далее учитель может предложить школьникам, объединившись в группы, обобщить основные идеи данного отрывка и сформулировать свой вывод (руководствуясь рассуждениями Б. Спинозы) о том, что такое общество. На эту работу не стоит отводить более 1—2 минут. Выводы, сделанные школьниками, рекомендуем обсудить, скорректировать и записать на доске. Формулировка ответа может быть следующей: «По мнению Б. Спинозы, люди объединяются в общество для выживания, которое может быть обусловлено только взаимопомощью. Так как люди неразумны и не следуют истинным правилам морали, то для сохранения общества необходима сила власти и законы».
После этого учитель предлагает учащимся во время объяснения нового материала зафиксировать в тетради (простым карандашом) идеи ученых XIX—XX вв. о причинах существования общества и о силах, его связывающих.
Данную работу советуем выполнять в таблице «Изучение общества в Новое и Новейшее время».
Изучение общества в Новое и Новейшее время
Ученый |
Взгляды данного ученого на то: |
Какие идеи высказал этот ученый, которых не было у Спинозы |
|
зачем необходимо общество |
что связывает индивидов в обществе |
||
Закончив объяснение, учитель обращает внимание учащихся на необходимость проверить свои записи, сделанные в таблице на уроке при выполнении домашнего задания и внесении необходимых исправлений.
Далее начинается работа над второй частью плана урока «Сущностные признаки общества». Для повышения интереса и активизации интеллектуальной деятельности можно предложить учащимся выполнить задание 9 из «Практикума». На эту работу советуем отвести не более 30 секунд для индивидуальной работы и около 2 минут для обсуждения общего варианта ответа. По окончании заслушивается группа, справившаяся с заданием первой, другим группам предлагается выступить при наличии у них расхождений, дополнений или при несогласии.
Однако обсуждение данного задания не следует затягивать, оно должно занять не более 5 минут. Учителю не следует вмешиваться в обмен мнениями и тем самым подсказывать правильный ответ, гак как правильность выполнения задания выявится в процессе индивидуальной работы учащихся при разборе подзаголовка «Так что же создает общество?» § 14.
Завершить урок рекомендуем пояснением учителя, касающимся соотношения понятий «общество», «страна» и «государство». Здесь необходимо отметить, что общество появилось раньше остальных, и на протяжении нескольких тысячелетий человечество не знало других социальных образований. Как известно, первые государственные образования возникли только около трех тысяч лет назад как результат длительного культурного развития. Понятие «страна», в свою очередь, синонимично понятию «государство», но имеет более емкое культурно-историческое или социально-экономическое, нежели строго политическое, содержание. Оно включает понятия «народ», «нравы», «обычаи», «язык», особенности общества и служит для «обозначения политического, национального, социального и культурного государственно организованного сообщества с акцентом на его географическом (пространственном) положении в мире или отдельном регионе» (подробнее см.: Политология: Энциклопедический словарь. — М., 1993. — С. 366).
В заключение урока (при наличии времени) можно предложить учащимся выполнить ряд заданий из «Практикума».