О ЧЁМ РАССКАЖЕТ ПЛАН - Раздел «Радость познания»

Окружающий мир 3 класс - поурочные разработки

О ЧЁМ РАССКАЖЕТ ПЛАН - Раздел «Радость познания»

Задачи урока: дать понятие о плане местности и его видах, о масштабе, об ориентировке относительно сторон света, условных обозначениях на плане; воспитывать интерес к чтению планов и их практическому использованию.

Планируемые результаты: учащиеся должны научиться различать условные обозначения на плане, изучить и уметь читать план своего города (села) или района города и ближайшей местности, характеризовать планы, уметь начертить простейший план и указать на плане своего населённого пункта путь от дома до школы или другого учреждения (клуба, вокзала, Дома детского творчества, спортивной школы).

Основные термины: план местности, условные знаки, масштаб.

Оборудование: у учителя — магнитофон и кассета с записью, план своего населённого пункта и района; у учащихся — планы своего населенного пункта.

Ход урока

Урок начинается со звучания записи «Как прекрасен этот мир».

В начале урока проверяется усвоение материала предыдущего урока по вопросам на с. 19. Если составление экскурсии было задано на дом, то целесообразно выслушать выступление двух-трёх учащихся.

Формулирование учебной задачи данного урока следует начать с проблемных вопросов: «Кто из вас совершал путешествие с родителями на автомобиле в другой город? Что делал папа, если местность была ему незнакома?» Обобщая ответы детей, учитель говорит, что схема небольшой по площади местности называется не картой, а планом: план намного подробнее карты. Затем учитель формулирует учебную задачу: изучить особенности плана местности, другие виды плана, научиться читать планы по условным обозначениям.

Изучение материала учебника (с. 20—21) можно осуществлять разными способами: либо в виде слов учителя с показом слайдов мультимедийной проекции сопоставления рисунка местности с её планом на с. 20—21 учебника, либо в виде слова учителя с разбором иллюстраций учебника, либо в виде чтения теории на с. 20—21 учащимися и последующего разбора иллюстрации. Главное при этом, чтобы дети, сопоставляя рисунок на с. 20 с планом на с. 21, усвоили условные обозначения объектов ландшафта на плане. Особое внимание детей надо при этом разборе обратить на стрелочку компаса в правом верхнем углу плана, повторив при этом материал о сторонах света и о компасе по вопросам на с. 20, а также на масштаб в левом нижнем углу плана.

Первоначальное закрепление материала на с. 20—21 осуществляется с помощью выполнения задания 2 рабочей тетради.

Физкультминутка выполняется под музыку визитной карточки.

При изучении теоретического материала уместно, если учитель, кроме разбора иллюстраций на с. 22, покажет детям атласы или планы Москвы, Санкт-Петербурга или регионального центра (подробно познакомиться с этими планами городов надо позволить в перемену). Далее нужно познакомить детей с планом Третьяковской галереи (с. 23) и планом пожарной эвакуации школы. Лучше, если этот план будет продемонстрирован и проанализирован с помощью мультимедийной проекции.

Оставшееся время следует уделить усвоению понятия о масштабе плана. Для этого нужно перечитать ещё раз соответствующую часть информации на с. 21 учебника, сопоставить масштаб плана на с. 21 с каким-нибудь хорошо известным детям расстоянием и выполнить задание 5 рабочей тетради.

Итоги урока подводятся по вопросам рубрики «Проверим себя» и чтением вывода на с. 23.

Этап рефлексии.

Домашнее задание: теоретический материал на с. 20—22, ответить на вопросы рубрик «Обсудим», «Подумаем», «Проверим себя», выполнить задания 1, 3, 4 рабочей тетради, принести те планы, которыми пользуются в семье.

Рекомендации для занятий в семье: рассмотреть планы городов, имеющиеся в семье, показать на плане знакомые ребёнку улицы, измерить их длину на плане и сопоставить с реальной длиной улиц.






Для любых предложений по сайту: [email protected]