Диктанты и изложения по Русскому языку 9 класс Л. М. Кулаева - 2016 год
№ 61 - № 70 - ТЕКСТЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДРОБНЫХ ИЗЛОЖЕНИЙ - ИЗЛОЖЕНИЯ
№ 61
Великий.... Только два города Древней Руси были удостоены такого почётного звания: Новгород и Ростов Ярославский, первое упоминание в летописи о котором относится к 862 году как о сложившемся уже “граде”.
В своё время Ростов, подобно Киеву или Новгороду, был оплотом Русского государства. Славная история Руси, как в зеркале, отражается в многовековой биографии города.
Немало замечательных имён ростовцев вписано в древние летописи нашего государства. По преданию, на ростовской земле родился былинный богатырь Алёша Попович. Храбро сражался с врагами Руси ростовский князь Василько весной 1238 года на Сити во главе дружины. Пленённый, истекающий кровью, он гордо отверг предложение перейти на сторону хана Батыя и был за это зверски замучен. Наравне с мужчинами самоотверженно бились с врагами на Куликовом поле женщины Ростова. Особую храбрость проявили княжны Дарья Ростовская и Антонина Пужгольская. Из Григорьевского монастыря вышли известные деятели — политический единомышленник Дмитрия Донского Сергий Радонежский и один из основателей “житийной” литературы Епифаний Премудрый.
За многие века не раз Ростов разрушался врагами, но вновь и вновь возрождался он из руин и пепла.
Почти 4000 сынов и дочерей ростовского края за боевые заслуги перед Отчизной были удостоены боевых орденов и медалей в годы Великой Отечественной войны.
Но не только на фронте. А и в тылу ковали победу над врагом труженики древнего города на озере Неро. Вместо ушедших на фронт мужчин в производственные цеха пришли женщины, подростки, пенсионеры. Промышленные предприятия города быстро перестроились на производство продуктов для Красной Армии. Ростовский район стал вторым домом для 5700 ленинградцев и их детей. 23 декабря 1941 года в блокадный Ленинград была отправлена первая партия высококачественной питательной продукции, изготовленной на кофецикорной фабрике.
В древней ростовской земле на воинском кладбище вечным сном спят доблестные сыны нашей многонациональной Родины. Всем им, отдавшим свои жизни во имя великой Победы, установлен на кладбище памятник, к подножию которого во все времена года благодарные ростовцы приносят живые цветы...
Славен Ростов и одним из лучших на Руси архитектурных шедевров 17-го века — Ростовским кремлём, а также ростовскими звонами. Пятнадцать колоколов звонницы бывшего Успенского собора — двухтысячепудовый Сысой, Полиелейный, Лебедь, Красный, Баран и другие — поистине гениальные творения русских умельцев- литейщиков, которые каким-то только им присущим чутьём, готовя форму для литья, уже заранее “слышали”, как будет звучать отлитый колокол, и никогда не ошибались.
Когда-то ростовские звонари творили такую необычайной силы и красоты музыку, что послушать её специально приезжали А.П. Чехов, Ф.И. Шаляпин, А.М. Горький и другие замечательные люди.
Ростов не вырос в крупный промышленный центр. Не поражает он размахом проспектов и громадами площадей. Но велик Ростов, велик тем, что вот уже несколько столетий не перестаёт удивлять гостей своими чудесами. Чудесами, не природой сотворёнными, но созданными золотыми руками мастеров “огненного письма” по эмали — финифти. Добрая слава о ростовской финифти далеко перешагнула границы Ярославской области.
Ростову сейчас как нельзя лучше подходит определение, свойственное многим старинным русским городам, — “растёт, но не стареет”.
(Из материалов Ростовского экскурсионного бюро “Ростов — жемчужина древнерусской архитектуры)
Задание
1. Озаглавьте текст и перескажите его сжато или подробно.
2. Ответьте на вопрос: Почему Ростов Ярославский назвали Великим?
№ 62
Многоликая гитара
Гитара — самый массовый музыкальный инструмент. Людей, играющих на гитаре, пусть хотя бы на уровне нескольких аккордов, гораздо больше, чем играющих на любом другом инструменте. И наверно, ещё больше тех, кто хотел бы научиться играть на ней.
Гитара — самый распространённый инструмент. На первый взгляд может показаться, что массовость и распространённость — одно и то же. Это не так. Например, в некоторых европейских странах губную гармонику можно считать массовым и очень популярным инструментом, но остальной мир относится к ней довольно прохладно. А гитара распространена на всех континентах, включая теперь уже и Антарктиду. Гитара успела побывать даже в космосе. Наверно, со временем там побывают и другие инструменты, но первенство навсегда останется за гитарой.
И наконец, гитара — самый разносторонний, инструмент. Недавно Музею музыкальной культуры имени М.И. Глинки была передана в дар гитара, которая не представляет собой ценности как инструмент, да и исполняла она всего-навсего несложный аккомпанемент. Но принадлежала гитара Дину Риду — он побывал со своими песнями протеста во́ всех горячих точках планеты, и это сделало простой инструмент бесценным.
Ни в одном музее мы не увидим гитару чилийца Виктора Хары. Обломки её остались лежать на стадионе, превращённом пиночетовцами в концлагерь. Эта гитара была для хунты страшнее автомата. Погиб и её хозяин. Прежде чем убить певца, ему раздробили руки. Рукй, которые превращали струны гитары в оружие.
По телевидению нередко передают песни и пляски цыган. Гитары — непременные участницы этого действия. Попробуйте на минуту отвлечься от песни, танца, вслушайтесь в музыку гитар, и вы отчётливо услышите, что это не просто аккомпанемент. Это самостоятельное искусство, это другая музыка.
Странствующие цыгане-гитаристы издавна бродили по дорогам многих европейских стран. В своей музыке они использовали всего несколько традиционных мелодий, но сочетали их так искусно, что создавалось впечатление бесконечного разнообразия. Цыгане виртуозно импровизировали, создавали свою музыку, которая с трудом передаётся привычными нам нотными знаками.
Ещё один вид искусства гитары — фламенко. Фламенко на гитаре — это мелодии, чередующиеся аккордами. Мелодии настолько быстрые, что на большинстве других инструментов сыграть их нельзя. Да и на гитаре они возможны только благодаря особым приёмам.
И ещё фламенко — это импровизация. Могут сойтись два-три гитариста и тут же, без всякой репетиции, сыграть сложнейшую композицию, которая никогда не была записана на нотной бумаге. Если их попросят повторить, они сделают это, но уже иначе, чем в первый раз: музыка рождается во время исполнения.
Один из самых выдающихся гитаристов фламенко — испанец Пако де Лусиа. В своих интервью он признаётся, что не помнит, когда впервые взял в руки гитару, поскольку это было в самом раннем детстве. В двадцать три — он обладатель первой премии на конкурсе фламенкистов. Ещё через пять лет его приглашают выступить в концертном зале Мадрида, предназначенном исключительно для исполнения классической музыки. Несмотря на все эти достижения, Пако де Лусиа считает, что успел освоить только азы фламенко и ему предстоит ещё учиться и учиться глубине и выразительности народной испанской музыки.
Следующий вид гитары почти неизвестен у нас. Это гавайская гитара. Иногда думают, что гавайская гитара — инструмент какой-то особой конструкции. Это не так. Некоторые незначительные особенности в устройстве действительно есть, но в принципе это обычная гитара, только в ней должны быть натянуты стальные струны. Звучание гавайской гитары, поющее, вибрирующее, напоминает человеческий голос. Обычно эта гитара ведёт мелодию, а аккомпанирует ей вторая гитара или какой-либо другой инструмент.
Доступна гитаре и джазовая музыка. Иногда к джазу относят всю лёгкую музыку, считая так: всё, что не классика, то джаз. Это неверно. Джаз — сложнейший вид музыкального искусства со своими особыми законами. Так вот, гитара в совершенстве постигла и сложность джаза, и его законы. В начале 20-го века в джазовых оркестрах она заняла место, которое до этого принадлежало другому инструменту — банджо. Во многих джазовых произведениях гитаре поручают соло, а соло в джазе — почти всегда импровизация.
Итак, мы перечислили уже несколько ролей гитары, и осталось назвать ещё три, без которых рассказ о гитарном искусстве был бы едва начат.
Классическая гитара. Та, которая может всё. Для неё написано огромное количество произведений, вплоть до концертов с симфоническим оркестром.
Русская семиструнная гитара. Без неё трудно представить себе такое великолепное явление музыкальной культуры, как русский городской романс.
И наконец, электрогитара, давшая жизнь новому виду вокально- инструментальной музыки. А история гитары началась так давно, когда не было ещё ни скрипки, ни виолончели, ни фортепьяно, т.е. во тьме веков.
(С. Газарян “Рассказы о гитаре”)
Задание
1. Передайте подробно содержание предложенного текста.
2. Расскажите о своём отношении к гитарной музыке.
№ 63
Осень в лесу
Настали осенние дни, тихие и ясные, немного холодные утром, когда роса ещё блестит в косых лучах слабо греющего солнца. Как хороши они, когда небо сверкает своей чарующей синевой и на этой синеве причудливым жёлтым узором сквозят поредевшие берёзы! Воздух чист и прозрачен. Чётко выступают дали. На фоне блестящих позолотой берёз и покрасневших трепещущих осин резко вырисовываются тёмно-зелёные ели. А там, в низине, багровым пятном выступает одинокий клён...
В такие ясные дни можно видеть, как на лугах и лесных опушках трава серебрится сетью паутины; она, словно блестящая ткань, лежит на росистой траве. Взгляните вверх, и вы увидите ряд тончайших нитей, летящих на фоне голубого неба. Настало, как говорят, “бабье лето”.
Вот мы подошли к лесной опушке и свернули в глубину древесной заросли. Как тихо и спокойно кругом! Опавшие листья шелестят под ногами и ярко выступают на тёмной зелени моховых кочек. В вышине, среди поредевшей листвы, не видно мелких птичек, не слышно их звонких голосов. Многие из пернатых уже покинули места своих летних гнездовий.
Осенью ранее всего исчезают те птицы, которые весной показываются позднее других: стрижи, иволги и сизоворонки. Обычно они исчезают из средней полосы в середине августа.
В начале сентября лес значительно пустеет. Естественно возникает вопрос: почему улетают птицы? Долгое время предполагали, что суровые зимние холода заставляют наших пернатых спасаться в тёплых южных странах. Но причины в другом. С наступлением зимы уменьшается количество корма. Недостаток пищи и служит одной из основных причин, обусловливающих начало осенних перелётов.
Осенью, в начале сентября, в тишине старого высокоствольного леса далеко разносится дикий и странный крик чёрного дятла, кочующего в это время. Если, услыхав этот необычный крик, мы захотим увидеть птицу, то подходить к ней надо очень осторожно, из-за прикрытий.
Типичные осенние кочевники — сойки и близкие к ним быстрые ореховки. В годы неурожая кедровых орешков сибирские ореховки иногда массами совершают свои налёты из Сибири в Европу.
Наступающая осень очень ясно сказывается на образе жизни многих лесных млекопитающих. В начале осени можно сделать много наблюдений над летучими мышами, заметить следы работы барсука около его норы.
Осенью белка начинает делать запасы, которыми частично пользуется при бескормице. Такие запасы делаются ею в дуплах деревьев, в расщелинах коры, под корнями. Осенью же, обычно с середины сентября, начинается линька зайцев.
Вот такие наблюдения можно сделать в осеннем лесу.
(По С.И. Огневу)
Задание
1. Передайте подробно или сжато содержание предложенного текста.
2. Ответьте на вопрос: “Что вы можете сказать об авторе, выдающемся биологе С.И. Огневе, опираясь на данный текст?”
№ 64
Когда смотришь на одноэтажный наш дом в Дудине, то в глаза в первую очередь бросается веранда, обращённая на восток. Она представляет собой семигранник с высокими незастеклёнными проёмами. Дом стоит на крутом склоне, и потому веранда, обращённая к Москве-реке, покоится на двух высоких каменных столбах, как бы образуя второй этаж. Между столбами под верандой сохраняется сквозной проход, что увеличивает впечатление её лёгкости.
Веранда открыта и солнцу, и ветру, и снегу, и дождю. С неё виден во всю ширь восход и закат, ночью — звёздное небо, днём — горизонт на три четверти его окружности. Здесь Михаил Михайлович проводил утренние рабочие часы. “Работаю с утра на веранде: петух начинает мой день”, — записывает Пришвин в Дудинском дневнике. Так оно и было: он, неутомимый до последнего дня труженик, вставал с петухами и начинал свой рабочий день вместе со всей природой.
Он мало был связан с городом, всегда — в движении. С первых лет своего писательства он неустанно колесил по родной стране. Он был человеком с кое-как устроенным бытом и с неуёмной жаждой нового для себя и для всех людей на земле. Жизнь Пришвина была рассчитана не на внешний успех. “Вот почему я толкусь всю жизнь среди наших крестьян”, — записывает он в дневнике двадцатых годов.
Восторг перед красотой и величием природы, стремление проникнуть мыслью художника в её тайну — всё это заставляло его искать новое место и, как перелётную птицу, строить каждый год новое гнездо.
Ещё в дореволюционные годы Пришвин обошёл и объехал всю Россию. Он был неутомимым путешественником и поэтом родной земли. “...Я нашёл себе любимое дело: искать и открывать в природе прекрасные стороны души человеческой”, — писал Михаил Михайлович.
Неустроенная, неоседлая жизнь писателя была всё-таки наполнена радостью. Радость у Пришвина исходила из его усилия видеть доброе и прекрасное в суровой повседневности. Он писал о радости, верил в неё, отстаивал её. С каждой страницы Пришвина веет на нас лишь одним — горячим сочувствием ко всему живому.
Радость бескорыстная. Это ясно каждому, кто прислушается к таким словам, взятым наугад из множества дневниковых записей Пришвина: “Отдать себя жизни, пусть ранит она сердце, — чем больше ран, тем больше свет. И каждый человек будет открытая книга, и по одному звуку голоса другого человека будешь сразу узнавать, кто он такой, что с ним было и чем он мучается...”
А однажды он сделал в дневнике такую весёлую, даже дерзкую запись: “...Во всё это росистое утро радость прыгала во мне и не смущала печаль человеческая. Чего мне смущаться, если так рано, что все горюны ещё спят. Когда же они проснутся и загорюют, обсохнет роса, и тогда я ещё успею печаль их принять к сердцу. Горюны всего мира, не упрекайте меня!”.
(В.Д. Пришвина. “Пришвин в Дудине”)
Задание
1. Перескажите текст подробно.
2. Ответьте на вопрос: “Каким предстаёт перед вами писатель М.М. Пришвин на основании воспоминаний его жены?”
№ 65
Было это на 3-м Прибалтийском далёкой осенью сорок четвёртого. Фашисты, отступавшие в то время на всех фронтах, в Прибалтике цеплялись ещё за каждый клочок земли.
Я, санинструктор самоходного артполка, передвигалась вместе с батареями — на броне. А наша санитарная машина застряла где-то во втором или третьем эшелоне. Связи с ней не было. Между тем бинты таяли с невероятной быстротой: в наступлении всегда много раненых.
И вот однажды на отбитом нами эстонском хуторе подошла ко мне взволнованная старуха с отчаянно квохчущей курицей на худых узловатых руках. Эстонка не говорила по-русски, но всё было ясно без слов: у курицы висела на сухожилии перебитая, жалкая лапка — и ей, видимо, досталось во время обстрела.
Молчаливая просьба старухи не показалась мне странной. ~Я не принадлежу к тем, кто почему-то считает боль исключительной привилегией человечества.
Но как отнесутся к подобной перевязке мои товарищи?
А солдаты уже окружили нас любопытным кольцом.
И вдруг раздался укоризненный голос пожилого бойца: “Что же ты, дочка, над живностью измываешься?” Пожилого поддержал молодой: “Они, городские, все такие. Без понятия”.
Чего я только не наслушалась! Не стоит и повторять...
На остряка, предложившего сварить из “раненой” суп, цыкнули так, что он только молча захлопал запылёнными ресницами.
Я раскрыла санитарную сумку. Кто-то услужливо обстругал ножом две щепы, и я наложила квочке шины по всем правилам медицины.
Так дали мне наглядный урок человечности солдаты-фронтовики — люди, из которых война должна была бы вышибить всякую “сентиментальность”.. .
(Ю. Друнина)
Задание
1. Перескажите текст подробно.
2. Ответьте на вопрос: “Как вы понимаете последнюю фразу: “Так дали мне наглядный урок человечности солдаты- фронтовики — люди, из которых война должна была бы вышибить всякую “сентиментальность”?”
№ 66
Алиска
С этим странным созданием я встретилась на Птичьем рынке. Когда торопливо пробиралась сквозь толпу людей и животных.
В кольце рвущих поводки, охрипших псов я вдруг увидела на снегу небольшого, с кошку, перепуганного зверька песчаного цвета. Громадные ярко-жёлтые глаза, пружинистое тельце, роскошный хвост и тонкие ножки, задние в форме “икса”. Я присела на корточки и погладила зверька. Он прижал уши. Сердце его отчаянно колотилось, тельце сотрясалось крупной дрожью. Ещё бы! Столько переживаний для дикого зверя!
Но я не воспринимала его как “зверя” — очень уж он был несчастным. К тому же считала его детёнышем. Лишь впоследствии мы с удивлением узнали, что это молодая, вполне взрослая лиса особой степной породы — корсак. Тут же с ходу мы нарекли лису Алисой.
Мы не знали ещё, чем кормить Алиску, но догадывались, что она не вегетарианка.
Вскоре раздалось похрустывание. Дочка сунулась было под шкаф — хруст сменился кашлем. Этот кашель — один из способов корсаков выражать свои эмоции — гнев средней степени.
Другой способ Алиска продемонстрировала, когда в комнате, привлечённая запахом дикого зверя, появилась наша Киса, взъерошенная и недоумевающая.
Алиса тут же выскочила из-под шкафа и залилась пронзительным щенячьим лаем. Это была уже высшая степень гнева. В комнате пообвыкшая Алиска почувствовала себя хозяйкой.
Из несчастного, никому не нужного зверька, дрожавшего от страха и холода на Птичьем рынке, Алиска как-то сразу превратилась в домашнего идола, которому радостно поклонялась вся наша маленькая семья.
Только мне Алиска разрешала брать себя на руки, хотя первую минуту всегда дрожала крупной дрожью. Инстинкт дикого зверя боролся в ней с привязанностью к человеку.
Только у меня принимала Алиска еду прямо из рук, скусывая её с удивительной деликатностью, — я никогда не опасалась за свои пальцы. Дочку же Алиска прямо терроризировала — охотилась за ногами, пытаясь укусить. Почему Алиска так невзлюбила Алёнку? Кто знает! Может быть, Алиску просто раздражали порывистость Алёнки и её манера громко разговаривать?
Друзья спрашивали меня, почему я держу в квартире дикое животное. Ведь с ним столько хлопот!
В ответ я только пожимала плечами. Мне доставляет радость завоёвывать любовью непослушное, недоверчивое существо и видеть, как между нами протягиваются всё новые и новые нити. Мне нравится её гордость, сдержанность, независимость. А проказы? Разве матери меньше любят своих малышей, если даже порой те и изводят их?..
Но больше всего нам досаждала острая вонь зверинца, мгновенно пропитавшая всю квартиру и лестничную клетку. Изгнать “Алискин дух” было невозможно — он отличался какой-то сверхъестественной стойкостью. Подошедшее лето отодвинуло эту проблему. Мы сняли дачу в Подмосковье, построили там вольер и поставили туда собачью конуру — шикарный дом для Аляски.
Когда я по утрам вхожу в вольер с миской с едой, Алиска прыгает на меня, как весёлая собачонка, и от нетерпения дёргает зубами подол платья. Затем я чищу вольер, а Алиска с увлечением мне мешает: болтается под ногами, набрасывается на грабли.
Иногда я беру работу. Ставлю в вольер лёгкий раскладной столик и такой же стул. Мне хорошо думается здесь, в вольере. Его решётчатые сквозные стены ограждают от суеты и забот, и мне становится радостно, что есть на свете хоть одно существо, которое, как мне казалось тогда, я могу защитить от всех невзгод.
Пришёл дождливый октябрь, но мы всё сидели на даче, не зная, что делать с Ал некой: было ясно, что совместное существование с ней в городе невозможно.
В конце месяца я уехала в командировку и скрепя сердце отдала своих зверей на милость нашей хозяйки — тёти Мани. Вернувшись же, застала Алискин домик пустым.
— Убёгла Алька-то. Через пару деньков после вас, — радостно сообщила мне тётя Маня.
Со времени исчезновения Алиски прошло уже много времени. Вероятно, что первый же день свободы был для Алиски последним днём её жизни. Слишком доверчивой была она для того мира, в котором оказалась.
В конце марта приехала я как-то на дачу и утром на снегу с бьющимся сердцем увидела тоненькую цепочку следов, бегущую к дому, к тому окну, рядом с которым стояла моя кровать. Маленькие, они были невероятно похожи на Алискины.
Неужели она жива, неужели воспоминания, брезжущие в сумерках её сознания, привели беднягу к даче именно в тот момент, когда я была там?
Алиска... Пришла неизвестно откуда, ушла неизвестно куда. И страшно представить, что рядом бродит существо, осуждённое на вечное одиночество, существо никому не нужное, кроме тебя, и навеки для тебя потерянное, существо, за которое ты “всегда в ответе”, потому что приручил его, а потом не смог уберечь.
(По Ю. Друниной)
Задание
1. Передайте сжато содержание отрывка из рассказа Юлии Друниной “Алиска”.
2. Выскажите своё отношение к проблемам, поднимаемым автором в рассказе.
№ 67
Свет в окне
Особенно помню январские метелицы, скрип мёрзлых тополей в переулке, верховой ветер гремел железом крыш, срывал снежную пыль с карнизов, нёс её вдоль побелённых заборов, над свежими сугробами, а оно, это единственное среди ночи окно, светилось зелёным уютным пятном и, всегда яркое, тёплое, занавешенное, притягивало к себе, вызывало томительное ощущение неразгаданной тайны.
Неизменно каждый вечер меня встречал в переулке этот домашний маячок в деревянном домике, этот загороженный занавеской огонёк настольной лампы — и я представлял себе меленькую натопленную, пахнущую деревом комнату, стеллажи, заставленные старыми книгами, потёртый коврик на полу перед диваном, письменный стол, стеклянный абажур лампы и кого-то тихого, мило сутуловатого, в старческих добрых морщинах, кто одиноко там жил, окружённый благословенным раем книг, листал их ласкающими пальцами, ходил в тишине комнаты шаркающей походкой, работал до глубокой ночи за письменным столом, ничего не требуя от мира, от суетных его удовольствий. Но кто же он был — учёный, писатель? Кто?
Мне хотелось подойти, постучать в стекло, увидеть колыхание отодвинутой материи и его родственное в моём воображении лицо, иссечённое сеточкой морщин вокруг прищуренных глаз, увидеть стол, заваленный листами бумаги, внутренность комнатки, забитой книгами, старенький коврик на полу... Мне хотелось хоть мельком взглянуть в пленительно-покойный этот воздух чистоплотного жилья и работы в окружении книг, казалось, единственно верных его друзей на земле.
Но я не решился и не постучал; позднее же не мог простить себе этого.
Нет, в мире спустя месяц ничего не изменилось, всё было по- прежнему, а в тихом переулке была полная весна, а я почувствовал какое-то тяжкое неудобство, внезапную пустоту, холодно глянувшую на меня из густой синевы майских сумерек.
Окно в домике не горело. Оно было тёмным, как провал... Что случилось?
Я дошёл до конца переулка, постоял на углу минут двадцать, потом вернулся, ещё надеясь увидеть привычный свет в окне. Но окно было черно, сумрачно отблёскивало стёклами, занавеска висела неподвижно.
С нарастающим ощущением беспокойства я вновь вернулся в переулок. Свет в окне не зажёгся, и мне показалось, что там, в невидимой этой комнатке, произошло несчастье.
А на следующий день в час ранних сумерек я почти бегом завернул по дороге домой в соседний переулок, и здесь неожиданное открытие поразило меня. Окно было распахнуто, занавеска отодвинута, выказывая нутро комнаты, книжные полки, какую-то карту на стене, — всё это впервые увидел я, не раз представляя моего неизвестного друга за вечерней работой.
Пожилая женщина с мужским лицом и мужской причёской стояла у письменного стола, курила, смотрела в пространство усталыми глазами.
Заметив меня, она несколько раздражённо задёрнула занавеску — и прежним зелёным пятном засветилась настольная лампа. А я ощутил, как странная пустота шершавым холодком вползла в мою душу.
И дом, и переулок, и свет в окне сразу представились мне тусклыми, ложными, чужими.
И я понял, что случилось несчастье, что мой воображаемый друг, тот седенький одинокий старичок с милой шаркающей походкой, к которому при ежевечернем свете окна так тянуло меня, не мог быть увиден сейчас у письменного стола женщиной с нахмуренным мужским лицом. В тот момент узнанной правды я ощутил себя ограбленным собственным воображением, почувствовал острую скорбь утраты.
Что подсказывает нашему воображению создавать свой мир, свою правду?
(По Ю. Бондареву)
Задание
1. Передайте содержание текста “Страницы из записной книжки” Ю. Бондарева подробно или сжато.
2. Ответьте письменно на вопрос, заданный автором в финале рассказа.
№ 68
Краски родной земли
Сказывают древние книги, будто великий Дионисий, замыслив расписать новый храм, собирал холщовую подорожницу и уходил в лесную тишь, в одинокое раздумье. Была в этом скитании своя корысть, проходя берегом ручья, неотступно высматривает он земные обнажения. Растирает в руках мелки и глины, крошит пестиком известняки и цветные камушки, толчёт их в порошок в походной ступе, а потом замешивает на ключевой воде. Полученной цветной кашицей он пачкает припасённые дощечки и долго рассматривает полученный колер.
Казалось бы, что можно извлечь из спёкшихся комьев, из овражных осыпей, озёрной гальки или сумрачных размывов... Но посмотрите на многовековые фрески, и вы затихнете восхищённо: какое празднество красок!
В наше время, однако, уже никто не скитается по глухим лугам с пестиком и ступой. Ныне всё можно приобрести в магазине “Канцтовары”. Краски продаются уже в готовых тюбах. Удобно и просто: отвинтил колпачок, надавил большим пальцем на округлое брюшко упаковки и — пожалуйста! И всякие кисти, холсты, картоны, уже загрунтованные, продаются в достатке. Достигнутый прогресс избавил современного живописца от самой докучливой обузы — добывать необходимые краски, освободив для чисто творческого дела.
Но, видно, искусство не терпит расслабленности, сделок с совестью. Оно требует постоянного преодоления задуманного. Таким образом, как ни всемогущ прогресс, но вдохновение в лавке не купишь. Если хочешь чего достичь — иди, поклонись родной земле, как и при Дионисии.
Если бы человеку дано было выбирать себе малую родину, то один предпочёл бы берег южного моря, где зреют виноградные гроздья под неумолчный ропот ласковой волны. Другой выбрал бы величавые горы, у подножия которых трепещет радуга над водопадом, роняя цветные дождики на гранатовые рощи. Третий избрал бы соседство могучей реки, пахнущей арбузами, рыбой, большой водой, а ещё дизельным дымком от упористых буксиров.
Но родину, как и мать, не выбирают. Она у всех такая, какая досталась от дедов и отцов.
Нам досталась по наследству курская земля.
Нет у неё ни морских берегов, ни горных радужных водопадов, ни могучих рек... Бунин назвал эту местность сдержанным, но удивительным словом: подстепье. А ещё про нас говорят: среднерусская полоса, и в этом бесстрастном обозначении есть привкус какой-то безликой усреднённости. Не так-то просто воспроизвести, запечатлеть вот такую неэстетическую, неброскую, не степь и не лес, землю. Какими красками писать.
А закрываю глаза, и трепетно обмирает сердце: вот она, родимая! Взгорья и ложбины, и опять холмы. Вверх — вниз, вниз — вверх. Будто дышит. Тут мы и живём, между этими вздохами. Здесь, между холмов, приютились наши тихие деревушки с мычащими телятами на приколе, с геранью в маленьких оконцах. В этих-то деревеньках, до которых без сапог и не доберёшься, обитают наши среднерусские, чернозёмные женщины, наши матери и сёстры, и всё, что живёт и держится на них. Не счесть того, что перелопатили, переворочали они, перетаскали, перепололи. А сколь перемёрзли, передрожали, перемокли, перепотели на этих холмистых пашнях.
А ещё у этой земли есть своя история. Долгая, древняя, уходящая в туманную глубь веков.
Чёрным сощуренным глазом ревниво следила за Русью некрещёная степь, поэтому жители этих подстепных окраин, идя на пашню, брали с собой топор.
За Москву и за самое себя сражалась эта земля на своей огненной дуге в 1943-м. Вглядимся в эти холмы, особенно на закате солнца. Мы увидим всё ещё не изгладившиеся шрамы минувшего побоища. Заросшие боярышником и чередой старые окопы по-прежнему опоясывают околицы деревень. А сколько белых обелисков, молчаливых и скорбных в своём одиночестве, возносится на здешних высотках!
У войны тоже свои краски.
Да, нелегко воссоздать облик этой не так уж и простой земли без сыновней чуткости и бережности. Но кто поймёт её, для того она откликнется доверчиво и щедро всеми своими красками, как некогда Белозерская земля раскрылась бесконечным и дивным свечением.
И выходит, что вовсе не в купленных тюбиках сокрыты нужные краски. Мне почему-то видится она в облике среднерусской женщины, много поработавшей, родившей много сыновей и дочерей, с усталой, но доверчивой и доброй улыбкой. И на коленях у неё большие тёплые руки.
(Е. Носов)
Задание
1. Передайте содержание рассказа Е. Носова подробно или сжато.
2. Ответьте на вопрос: “Какую жизненную мудрость можно извлечь из данного текста?”
№ 69
Когда наступала ночь и уснула Матёра, из-под берега выскочил маленький, чуть больше кошки, ни на какого зверя не похожий зверёк — Хозяин острова. Если в избах есть домовой, то на острове должен быть и хозяин. Никто никогда его не видел, не встречал, а он здесь знал всё, что происходило из конца в конец, водой окружённой и из воды поднявшейся земли. Только так и можно ещё остаться Хозяином — чтобы никто его не встречал, никто о его существовании не подозревал.
Ночь была тихая и тёплая. Но в этой тишине легко различались и журчанье воды на ближнем мысу, и глухой шум переката далеко на чужом берегу, и редкие всплески запоздало играющей рыбы. Можно было услышать и звуки острова: тяжкий скрип старой лиственницы, глухое топтание пасущихся коров, непрестанное шевеление всего. Что живёт на улице куриц, собак, скотины.
Особым чутьём он прислушивался к тому, что происходит возле земли. И хоть предчувствовал Хозяин, что скоро одним разом всё изменится настолько, что не быть ему Хозяином, не быть и вовсе ничем, он с этим смирился. Он последний. Но пока остров стоит, Хозяин здесь он.
Спала деревня: не лаяли, как вчера, собаки, не скрипели двери и не доносились изнутри слабые тревожные звуки. В серой темноте улицы было пусто и спокойно. Тихо, ничем не выдавая своей жизни, стояли избы, но когда Хозяин приближался к какой из них, она отзывалась протяжным, на свой голос, терпеливым вздохом, показывая, что всё знает, всё чувствует и ко всему готова.
Ночь нарастала, но была по-прежнему мерклой, без теней. От близкой воды волнами доносило стоялую сырость, а когда опадали эти волны, вставал сильный сухой запах запустения и гнили. Подбегая к постройкам, Хозяин чувствовал, как истывает из дерева тепло, набранное за день, но сегодня оно было сдержанней и слабей, — верно, солнце завтра не выйдет.
Спала Матёра-деревня. Старухам снились сухие тревожные сны. Эти сны бледно вспыхивают за окнами, как дальние-предальние зарницы, и уже по одним этим отсветам можно было понять, где есть люди, и где их нет. Никто в эту ночь не миновал снов: тяжко жал обились, рассказывая о последних днях, старухи.
Обежав из конца в конец деревню, Хозяин повернул за улицей влево, к высокому над рекой голому берегу. Стеклянно позванивала и поблёскивала на нижнем перекате вода. Со странным, протяжным шуршанием катилась Ангара. Хозяин любил прислушиваться к этому струйному звучанию текущей реки. Оно возносило его к вечности, к раз и навсегда заведённому порядку, но Хозяин знал, что скоро оно оборвётся и будет здесь, над заглохшей водой, гудеть только ветер.
А остров продолжал жить своей обычной и урочной жизнью: поднимались хлеба и травы, вытягивались в земле корни и отрастали на деревьях листья; пахло отцветающей черёмухой и влажным зноем зелени; шептались и клонились к воде по правому берегу кусты; вели охоту ночные зверьки и птицы.
Остров собирался жить долго.
(В. Распутин)
Задание
1. Передайте содержание отрывка из повести В. Распутина подробно или сжато.
2. Определите тему и главную мысль текста. Ответьте на вопрос: “Какой образ-символ использует В. Распутин, чтобы подчеркнуть главную мысль?”
№ 70
Звёздное слово — Пушкин. Красивое слово — Пушкин
Вечно молодое, светлое, звонкое, песенное, искромётное, звёздное... Он стал “солнцем русской поэзии”, “нашим всё”. И горит — греет с той поры солнце бессрочно, и стоит “наше всё” непоколебимо от горизонта до горизонта, обогащаясь и расширяясь. И не будет ему забвения не только, “доколь жив хоть один пиит”, но и доколе жив будет хоть один русский человек. Он пронизал своим волшебством каждого из нас, одних больше, других меньше, в зависимости от душевной проводимости, даже люди огрубевшие или совсем окаменевшие, как раскаяние, повторяют его стихи. Он всем что-нибудь да дал. Многие живут с его поэзией в сердце, как с вечно прекрасным и неувядающим букетом цветов, многие, не находя в мире чувств ничего более нежного, повторяют его признания в любви, многие его же словами затем утешаются. Едва ли это преувеличение: у нас не только говорить о любви, но и любить учились у Пушкина, от его нежных слов возжигали свои сердца. Вот бьёт родник с чистой живой водой без малого два века, не способный иссякнуть; кто-то подойдёт и, зачерпнув полной чашей, утолив жажду, мгновенно оживёт, а кто-то, как эликсир, принимает по глотку и наращивает, напитывает в себе сладкое чудо быть человеком.
Скольких привёл он к Отечеству, опалил его сладким дымом, указал на святость вековых камней, натомил милыми пределами!..
Свою избранность Пушкин понимал как дар, который должен быть служением красоте и отеческой крепости. Известны слова императора Николая, записанные им после беседы с поэтом в 1826 году: “Сегодня я разговаривал с одним из самых умнейших людей России”. Разговор у них, надо полагать, шёл не только о стихах. Пушкин был государственный человек; вслед за Пушкиным все крупные таланты всегда держались того же положения. В пору Пушкина уже было принято в пресытившимся свете не любить своё, насмешничать, издеваться; вероятно, тогда это делалось элегантней, чем в наше время, но яд есть яд, и действует он затягивающе и разрушительно. Подобно Радищеву совершил он путешествие по той же дороге, но уже из Москвы в Петербург и, не вступая в спор с опальным автором, наложил на радищевскую социальную правду о “чудище”, правду свою — нравственную и стратегическую. Глядящую не под ноги. Пушкин с головой окунается в историю и знает её до этнографических мелочей.
На сегодняшний день, торжественный и тревожный, он оставил нам завещание, относящееся и к себе (“Нет, весь я не умру”), и к событиям, нависшим сейчас над всем миром бешеным и мстительным Злом.
Как “чудный дар”, как “дар бесценный”, посланный России во исполнение замысла о ней, понимаем мы сегодня Пушкина. Как кудесника и виртуоза в стихе, сделавшего поэзию прелестной и одновременно мудрой, давшей ей и художественную, и государственную ёмкость. Как столп, выше Александрийского, с которого началась слава русской литературы, не меркнущая во весь 19 век и во весь 20 век. Сияющий сонм великих на этой стезе шёл от Пушкина и оглядывался на него. Это он, Пушкин, надолго задал тон и вкус, высоту и отечественность нашей словесности, да и всей культуре. Он окончательно освободил русский литературный язык от косноязычия: слово при нём стало радостным, сияющим, крылатым, способным воспроизводить мельчайшие движения чувства, услышать несказанное. Это он, Пушкин, соединил в один-два языка — простонародный и литературный — и подготовил к чтению всю Россию.
Пушкин — мера русского таланта и русской души. Удастся ли когда-нибудь эту меру уложить без остатка в нового гения, трудно сказать. Но уже одно то, что у нас гений такого масштаба и такой красоты был, уже одно имя Пушкина внушает надежду.
(По В. Распутину)
Задание
1. Передайте содержание отрывка из публицистической статьи В. Распутина сжато.
2. Ответьте на вопрос: “Как относится писатель В. Распутин к А.С. Пушкину?”