Диктанты и изложения по Русскому языку 9 класс Л. М. Кулаева - 2016 год
№ 11 - № 20 - ТЕКСТЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДРОБНЫХ ИЗЛОЖЕНИЙ - ИЗЛОЖЕНИЯ
№ 11
Близняшки
В мае 2002 года двое мальчишек, шедших с рыбалки, встретили у дороги близняшек-лосят. Им было всего три-четыре дня. Покрытые тёплой коричневой шёрсткой, едва держась на тонких ногах, они как будто ждали мальчишек, подошли и стали тыкаться им в бок. Мальчишки поспешили от лосят удалиться, боясь ярости матери. Юные рыболовы начали петлять по лесу, заблудились вгорячах. А лосята бежали за ними. Обессиленных лосят деревенский охотник напоил молоком и решил: выход один — надо переправлять лосят к Шуваеву.
Уже много лет Валентин Николаевич управляет местным охотничьим хозяйством и хорошо знает местный болотистый лес и его обитателей. Как к доктору Айболиту, к Николаичу переправляют повреждённых сов, журавлей, потерявших матерей лосят, кабанов, хорьков. Кого он только не выхаживал: лечил, кормил, воспитывал. И всё только из-за любви, интереса к природе. Его цель — вернуть страдальцев к нормальной жизни. Иногда получается. Но некоторые так привязывались к человеку, что никуда от жилища его уходить не хотели.
Двух лосят-близнецов принял Николаич радушно, и они стали доверчиво жаться к бокам, а молоко из бутылок с резиновыми сосками выхлёстывали за минуту. Так определилась судьба лосяток, названных Машкой и Дашкой.
Шуваев вырастил их здоровыми, крепкими, вполне управляемыми. Мы приехали к ним в сорокагектарный загон, привезли гостинцев: двенадцать буханок хлеба и половину мешка овса.
Ломти хлеба две молодые лосихи буквально вырывали из рук. Я извёл всего одну плёнку, когда лоси весь хлеб умяли и уткнули морды в овёс.
Подкрепившись и нанюхавшись дыма горящих сигарет, Машка и Дашка легли в трёх шагах от места, где мы стояли.
Лоси — характерные и самые крупные животные наших лесов. Лес лосю даёт убежище и щедро кормит. Главный их корм — древесина, едят ветки рябины, ольхи, зимой — хвою. И очень любят осиновую кору. В частых осинниках вы не найдёте дерева, с которого лоси на уровне поднятой головы не содрали бы лоскуты коры.
“Лось — зверь далеко не простой, при нём надо в оба глядеть...” Удар передних лосиных копыт проламывает череп волку. Описан давнишний случай: охотник с близкого расстояния, выстрелив, лишь ранил зверя. Ударом передних ног лось поразил человека насмерть — рукавицы, бывшие за кушаком, вылезли сбоку. Вот и Дашка прошлой осенью прикончила лосиху-подростка, которую подселил к ним Шуваев. Чем-то она не понравилась ей, ведь лось — зверь далеко не простой...”
(По В. Пескову)
Задание
1. Передайте содержание текста подробно или сжато.
2. Ответьте письменно на вопрос: “Какие мысли и чувства вызывает у вас этот текст?”
№ 12
Колокольня
Кто хочет увидеть единым взором, в один окоём, нашу недотопленную Россию — не упустите посмотреть на калязинскую колокольню.
Она стояла при соборе, в гуще изобильного торгового города, близ Гостиного двора, и на площадь к ней спускались улицы двухэтажных купеческих особняков. И никакой же провидец не предсказал тогда, что древний этот город, переживший разорения жестокие и от татар, и от поляков, на своём восьмом веку будет, невежественной волей самодурных властителей, утоплен на две трети в Волге: всё бы спасла вторая плотина, да поскупились на неё. И сегодня даже воображению твоему уже не поднять из хляби этот изневольный Китеж, или Атлантиду, ушедшую на дюжину саженей под воду.
Но осталась от утопленного города высокостройная колокольня. Собор взорвали и растащили на кирпичи, а колокольню почему-то не успели свалить. И вот стоит она из воды, добротнейшей кладки, белого кирпича, в шести ярусах сужаясь кверху, стоит, нисколько не покосясь, не искривясь, луковкой и шпилем — в небо! Да ещё на шпиле — каким чудом? — крест уцелел.
Как по израненным, бродишь по грустным уцелевшим улочкам, где и с покошенными уже домишками тех поспешно переселённых затопленрев. На фальшивой набережной калязинские бабы, сохраняя старую приверженность к исконной мягкости и чистоте волжской воды, пытаются выполаскивать бельё. Полузамёрший, переломленный, недобитый город, с малым остатком прежних отменных зданий. Но и в этой запусти у покинутых тут обманутых людей нет другого выбора, как жить. И жить — здесь.
И для них тут, и для всех, кто однажды увидел это диво: ведь стоит колокольня! Как наша надежда. Как наша молитва: нет, всю Русь до конца нельзя утопить...
(По А. Солженицыну)
Задание
1. Передайте содержание текста подробно или сжато.
2. Ответьте письменно на вопрос: “Каким предстаёт перед вами писатель А. Солженицын в этом тексте?”
№ 13
Слово в защиту леса
Существует неумолимая зависимость между упадком природы и упадком общества. Бесхозяйственная деятельность людей оказывает такое ощутимое воздействие на природу, что давным-давно возникла необходимость государственного соизмерения деятельности с потенциальными возможностями биосферы.
Наша отечественная экология с природоохранными студенческими движениями и “зелёными патрулями” вышла из шестидесятых годов и, едва окрепнув, оказалась в руках спекулянтов и деляг.
Мне могут возразить, что в вопросе охраны лесов дела обстоят не так уж плохо: имеется около трёхсот зелёных общественных организаций. Но созданы эти организации на зелёные американские доллары в рамках социально-экологического союза и поставляют американцам экологическую информацию со всей территории Российской Федерации.
Дмитрий Иванович Менделеев причислял защитников леса к защитникам Родины и требовал от правительства освобождения их от срочной службы.
Для полноценной жизни человеку необходимо ежесуточно употреблять три с половиной килограмма питания и воды и пятнадцать килограммов воздуха. И если без воды и пищи человек может прожить один месяц, пять дней и пять минут, то без кислорода он не сможет протянуть и трёхсот шестидесяти секунд.
Люди словно запамятовали, что возглавляемая лесом растительность ежегодно поставляет атмосфере четыреста миллиардов тонн кислорода.
А лес при этом исчезает с планеты со скоростью двадцать гектаров в минуту. А один гектар смешанного леса поставляет в год двадцать три тонны кислорода.
Если будет лес — будет кислород, будет вода, будет хлеб, а объединятся лес, вода, земля и кислород вместе — будет жизнь. Поэтому конечный результат лесоводов, как утверждал Д. Менделеев, действительно равен ратному труду первых защитников Родины — пограничников. Именно поэтому государство выдало лесоводам одинаковую с пограничниками форму и фуражки с околышками зелёного цвета.
Когда невозможно спастись поодиночке, народы объединяются, ибо народы соединяет не столько великая радость, сколько великая беда. А экологическая катастрофа не за горами.
Задание
1. Передайте содержание текста подробно.
2. Выразите своё отношение к поднятым в нём проблемам.
№ 14
С чем приходил в этот мир признанный теперь во многих странах, известный любому школьнику на Родине, в то же время, по-моему, безмерно одинокий в последние годы своей жизни писатель Виктор Петрович Астафьев?
Писали о нём много и многие, “хорошие и разные”, как сказал когда-то поэт. Анализировали и систематизировали, советовали и наставляли, хвалили и обвиняли то в недоверии интеллигенции, то в недооценке завоеваний, то в очернительстве, то в излишней сентиментальности. В конце же концов признали Астафьева “живым классиком”, чтобы потом “бить” его за несоответствие групповым представлениям.
Благодаря тем же самым критикам и биографам до мельчайших подробностей обозначены уже сегодня основные вехи жизненного пути писателя. Наверно. Каждому. Кто хоть чуть-чуть интересуется литературой, известно, что родился он в 1924 году в деревне Овсянка близ Красноярска. Учился в железнодорожной школе ФЗО, работал составителем поездов. С 1942-го — на фронте: шофёр, артразведчик, связист. После войны постранствовал по России, жил на Урале, в Вологде, пока не вернулся в родную Овсянку и не выстроил дом напротив бабушкиного. Похоронить себя завещал на деревенском кладбище радом с дочерью.
Непростая биография! Биография обожжённого войной поколения, но я почти уверена, что эта биография принадлежит человеку счастливому, счастливому в его, астафьевском, понимании: “Какое же это редкое и великое по нынешним временам счастье — прожить почти девяносто лет на своей земле, в родной деревне, в своём родном углу... Прожить пусть и в тяжких трудах и заботах... И кончить свой век с достоинством, уйти с тихой молитвой на устах туда, откуда явился гостем на сей свет с назначением творить в меру сил, тебе данных, добро” (“Кончина”).
Этими строчками В. Астафьев чётко обозначил призвание человека и писателя, какими оно ему виделось: творить добро.
Всю жизнь писатель Астафьев служил Правде. Он писал Правду. Как он её понимал, чувствовал, писал, может быть, с не до конца выверенной интонацией, но честно и искренне.
Если внимательно вчитаться в его строчки, то чётко обозначатся два главных требования художника и к героям своим, и к окружающим людям, и к самому себе: непреложное требование искренности и требование милосердия, высочайшие примеры которого, по Астафьеву, на всём протяжении своего существования подаёт природа. Он хотел быть нужным сейчас, сегодня, хотел помочь людям разобраться в происходящем, хотел искренне, горячо, по-астафьевски, поэтому не только писал, но и депутатствовал, составлял для детей антологии и хрестоматии, формировал библиотеки и строил планы.
Смерть человека всегда преждевременна, а хорошие люди обычно уходят ещё и раньше срока. Недавно услышала от Валентина Распутина утешительное, что, может быть, это происходит для того, чтобы мы “становились добрее и щедрее”.
(Н.С. Цветова)
Задание
1. Передайте содержание текста подробно или сжато.
2. Озаглавьте текст. Ответьте письменно на вопрос: “Согласны ли вы с позицией писателя В. Астафьева, что “призвание человека и писателя — творить добро”?”
№ 15
Музыка над избами
На площади села прикручен к столбу огромный, похожий на длинную алюминиевую кастрюлю громкоговоритель. Его слышно за рекой, когда ты искупался и лежишь в траве под лёгкими июньскими сумерками и над головой качаются цветы; его слышно в бане, если мало народу и никто с грохотом не окатывается из ушата; его слышно далеко в лесу за деревней Таланкино под сырыми тёмными елями.
Осенью с площади широкий голос диктора доносится сквозь мелкий дождь. И похоже, что не капли шумят по стене, а слова, прохваченные ветром, пробиваются к человеку сквозь непогоду.
Ясным летом в раннее утро сквозь сон осторожно начинает покачивать какая-то внимательная музыка. Ты просыпаешься, но не открываешь глаза, а прислушиваешься к музыке и к тому, как прыгает по наличнику воробей и как уже поскрипывают над селом первые колодезные журавли.
Весною в полдень нельзя понять, или это кто-то весёлый тонко и отдалённо играет над всеми избами на флейте, или это капель переливается вокруг.
А когда шофёр трясётся на упористом газике по размытой дождями дороге и вдруг уйдёт от размышлений и повернёт под ветровым стеклом белую рубчатую рукоятку приёмника, то становится слышно, что делается в Африке и Атлантическом океане и на строгих набережных Петербурга.
Ночью я знаю, что над улицами, над снегами горят бесконечные звёзды.
И, заслышав знакомую твёрдую речь, я набрасываю шубу и выхожу на крыльцо. Яхонтов читает Пушкина.
Я люблю слушать этот голос на ветру и под звёздами.
Сияющий Орион раскинулся на добрую четверть неба. И начинаешь верить, что тысячами голосов просвечено всё околоземное пространство и все дальние пространства всех бесконечных миров, но только ты один слышишь этот самый звучный для тебя голос, потому что тебе он такой родной и такой близкий.
Морозный воздух одевает волосы инеем, и они напрягаются и начинают чуть слышно звенеть. Кто-то улицей едет в санях, и замер, и не погоняет коня, и слушает.
(Ю. Куранов)
Задание
1. Передайте содержание текста подробно.
2. Ответьте письменно на вопрос: “Какие мысли и чувства вызывает у вас этот рассказ?”
№ 16
Достоевский загадочно обронил однажды: “Мир спасёт красота”. Что это? Мне долго казалось — просто фраза. Как это возможно? Когда в кровожадной истории, кого и от чего спасала красота? Облагораживала, возвышала — да, но кого спасла?
Однако есть такая особенность в сути красоты, особенность в положении искусства: убедительность истинно художественного произведения совершенно неопровержима и подчиняет себе даже противящееся сердце. Политическую речь, напористую публицистику, программу социальной жизни, философскую систему можно по видимости построить гладко, стройно и на ошибке, и на лжи; и что скрыто, и что искажено — увидится не сразу. А выйдет на спор противонаправленная речь, публицистика, программа, иностранная философия, — и всё опять так же стройно и гладко, и опять сошлось. Оттого доверие к ним есть — и доверия нет.
Попусту твердится, что к сердцу не ложится.
Произведение же художественное свою проверку несёт само в себе: концепции, придуманные, натянутые, не выдерживают испытания на образах: разваливаются и те и другие, оказываются хилы, бледны, никого не убеждают. Произведения же, зачерпнувшие истины и представившие нам её сгущённо-живой, захватывают нас, приобщают к себе властно, — и никто, никогда, даже через века, не явится их опровергать.
Так, может быть, это старое триединство Истины, Добра и Красоты — не просто парадная обветшалая формула, как казалось нам в пору нашей самонадеянной материалистической юности? Если вершины этих трёх дерев сходятся, как утверждали исследователи, но слишком явные, слишком прямые поросли Истины и Добра задавлены 4 срублены, не пропускаются, — то, может быть, причудливые, непредсказуемые, неожидаемые поросли Красоты пробьются и взовьются в то же самое место и так выполнят работу за всех трёх?
И тогда не обмолвкою, но пророчеством написано у Достоевского: “Мир спасёт красота”? Ведь ему дано было многое видеть, озаряло его удивительно.
И тогда искусство, литература могут на деле помочь сегодняшнему миру?
То немногое, что удалось мне с годами в этой задаче разглядеть, я и попытался изложить в своих произведениях.
(А. Солженицын)
Задание
1. Передайте подробно содержание фрагмента из “Нобелевской лекции” А. Солженицына.
2. Ответьте на вопрос: “Согласны ли вы с точкой зрения А. Солженицына?” Письменно выскажите своё отношение к позиции автора.
№ 17
Море уходит на сотни миль в чёрно-свинцовые дали. Но нам не видно ни одного огонька. И не слышно ни одного всплеска.
Маленький дом стоит как последний маяк, на краю туманной бездны. Здесь обрывается земля. И поэтому кажется удивительным, что в доме спокойно горит свет, поёт радио, мягкие ковры заглушают шаги, а на столах лежат раскрытые книги и рукописи.
Там, к западу, в сторону Вентспилса, за слоем мглы лежит маленький рыбачий посёлок. Обыкновенный рыбачий посёлок с сетями, сохнущими на ветру, с низкими домами и низким дымом из труб, с чёрными моторками, вытащенными на песок, и доверчивыми собаками с косматой шерстью.
В посёлке этом сотни лет живут латышские рыбаки. Поколения сменяют друг друга. Светловолосые девушки с застенчивыми глазами и певучим говором становятся обветренными, кряжистыми старухами, закутанными в тяжёлые платки. Румяные юноши в щегольских кепках превращаются в щетинистых стариков с невозмутимыми глазами.
Но так же, как и сотни лет назад, рыбаки уходят в море за салакой. И так же, как и сотни лет назад, не все возвращаются обратно. Особенно осенью, когда Балтика свирепствует от штормов и кипит холодной пеной, как чёртов котёл.
Но сколько бы раз ни пришлось стаскивать шапки, когда люди узнают о гибели своих товарищей, всё равно надо и дальше делать своё дело — опасное и тяжёлое, завещанное дедами и отцами. Уступать морю нельзя.
В море около посёлка лежит большой гранитный валун. На нём ещё давно рыбаки высекли надпись: “В память всех, кто погиб и погибнет в море”. Эту надпись видно издалека.
Эта надпись мне показалась печальной, как все эпитафии. Но латышский писатель, рассказавший мне о ней, не согласился с этим и сказал:
— Наоборот. Это очень мужественная надпись. Она говорит, что люди никогда не сдадутся и, несмотря ни на что, будут делать своё дело. Я бы поставил эту надпись эпиграфом к любой книге о человеческом труде и упорстве. Для меня эта надпись звучит примерно так: “В память тех, кто одолевал и будет одолевать это море”.
Я согласился и подумал, что этот же эпиграф подходил бы и для книги о писательском труде.
Писатели не могут ни на минуту сдаться перед невзгодами и отступить перед преградами. Что бы ни случилось, они должны непрерывно делать своё дело, завещанное предшественниками и доверенное современниками. Недаром Салтыков-Щедрин говорил, что если хоть на минуту замолкнет литература, то это будет равносильно смерти народа.
Писательство — не ремесло и не занятие. Писательство — призвание. Вникая в некоторые слова, в самое их звучание, мы находим их первоначальный смысл. Слово “призвание” родилось от слова “зов”.
Человека никогда не призывают к ремесленничеству. Призывают его только к выполнению долга.
Что же принуждает писателя к его прекрасному, но мучительному труду?
Прежде всего — зов собственного сердца. Голос совести и вера в будущее не позволяют подлиному писателю прожить на земле, как пустоцвет, и не передать людям всего огромного разнообразия мыслей и чувств, наполняющих его самого.
Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости.
Писателем человек становится не только по зову сердца. Голос сердца чаще всего мы слышим в юности, когда ничто ещё не приглушило и не растрепало по клочкам мир наших чувств.
(К. Паустовский)
Задание
1. Передайте подробно или сжато содержание фрагмента из повести К. Паустовского “Золотая роза”.
2. Ответьте на вопросы: “Как вы понимаете смысл выделенного предложения?”, “Согласны ли вы с точкой зрения автора?”
№ 18
Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск.
Хотя любой физик объяснит это явление законами физики, но всё же блеск камней вызывает ощущение таинственности. Трудно примириться с мыслью, что внутри камня, откуда льются сияющие лучи, нет собственного источника света.
Сравнительно легко объяснить происхождение “поэтического излучения” многих наших слов. Очевидно, слово кажется нам поэтическим в том случае, когда оно передаёт понятие, наполненное для нас поэтическим содержанием.
Но действие самого слова на наше воображение объяснить гораздо труднее, и большинство таких поэтических слов связано с нашей природой.
Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает “до косточки” свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.
Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий.
Чтобы убедиться в этом, чтобы изучить ёмкий и меткий наш словарь, у нас есть, помимо книг таких знатоков природы и народного языка, как Кайгородов, Пришвин, Горький, Алексей Толстой, Аксаков, Лесков, Бунин и многие другие писатели, главный и неиссякаемый источник языка — сам народ: крестьяне, паромщики, пастухи, пасечники, охотники, рыбаки, старые рабочие, лесные объездчики, бакенщики, кустари, сельские живописцы, ремесленники и все те бывалые люди, у которых что ни слово, то золото.
Особенно ясными для меня стали эти мысли после встречи с одним лесником.
Шли мы с этим лесником по мелколесью. В незапамятные времена здесь было большое болото, потом оно высохло, заросло, и сейчас о нём напоминал только глубокий вековой мох, небольшие окна- колодцы в этом мху да обилие багульника.
Вода в этих окнах-колодцах казалась неподвижной. Но если приглядеться, то можно было увидеть, как из глубины оконца всё время подымается тихая струя и в ней вертятся сухие листики брусники и жёлтые сосновые иглы.
Мы остановились у одного такого оконца и напились воды. Она попахивала скипидаром.
— Родник! — сказал лесник, глядя, как из оконца всплыл и тотчас пошёл на дно неистово барахтающийся жук. — Должно, Волга тоже начинается из такого оконца?
— Да, должно быть, — согласился я.
— Я большой любитель разбирать слова, — неожиданно сказал лесник и смущённо усмехнулся. — И вот скажи на милость! Бывает же так, что пристанет к тебе одно слово и не даёт покоя. А найдёшь слову объяснение и радуешься.
— А какое слово к вам привязалось сейчас? — спросил я.
— Да вот этот самый “родник”. Я это слово давно приметил. Всё его обхаживаю. Родник родит реку, а река льётся — течёт через всю нашу матушку землю, через всю родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит, — родник, родина, народ. И все эти слова как бы родня между собой. Как бы родня! — повторил он и засмеялся.
Простые эти слова открыли мне глубочайшие корни нашего языка.
Весь многовековой опыт народа, вся поэтическая сторона его характера заключались в этих словах.
(К Паустовский)
Задание
1. Передайте подробно или сжато содержание фрагмента из повести К. Паустовского “Золотая роза”.
2. Озаглавьте текст. Напишите о своём впечатлении от прочитанного отрывка.
№ 19
Михаил Пришвин
Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина.
Михаил Михайлович Пришвин — это было имя для города, а в тех местах, где Пришвин чувствовал себя дома — в избах объездчиков, в затянутых туманом речных поймах, под тучами и звёздами полевого русского неба, звали его просто “Михалычем”. И, очевидно, огорчались, когда этот человек исчезал в городах, где только ласточки, гнездившиеся под железными крышами, напоминали ему об его “журавлиной родине”.
Жизнь Пришвина — пример того, как человек отрешился от всего наносного, навязанного ему средой, и начал жить только “по велению сердца”. В таком образе жизни заключается величайший здравый смысл. Человек, живущий, “по сердцу”, в согласии со своим внутренним миром, — всегда созидатель, обогатитель и художник.
Неизвестно, что сделал бы в своей жизни Пришвин, если бы он остался агрономом (это была его первая профессия). Он вряд ли открыл бы миллионам людей русскую природу как мир тончайшей и светлой поэзии. На это у него просто не хватило бы времени.
Если внимательно прочесть всё написанное Пришвиным, то остаётся убеждение, что он не успел рассказать нам и сотой доли того, что превосходно знал и видел.
Пришвин происходил из старинного русского города Ельца. Из этих же мест вышел и Бунин, точно так же, как и Пришвин, умевший наделять природу окраской человеческих дум и настроений.
Чем это объяснить? Очевидно, тем, что природа этих мест очень русская, очень простая и небогатая. В этом-то её свойстве и лежит разгадка писательской зоркости Пришвина. На простоте яснее видна прелесть родной земли, острее делается взгляд и собраннее мысль.
О Пришвине писать трудно. Его нужно выписывать для себя в заветные тетрадки, перечитывать, открывая всё новые ценности в каждой строке, уходя в его книги, как мы уходим по едва заметным тропинкам в дремучий лес с его разговором ключей и благоуханием трав.
Пришвин думал о себе как о поэте, “распятом на кресте прозы”. Но он ошибался. Его проза гораздо сильнее наполнена соком поэзии, чем многие стихи и поэмы.
Книги Пришвина, говоря его же словами, — это “бесконечная радость постоянных открытий”.
От людей, только что отложивших пришвинскую книгу, я часто слышал слова: “Это настоящее колдовство!”. Под этими словами люди понимали явно присущее Пришвину очарование.
В чём его тайна? В чём секрет этих книг?
Секрет пришвинского обаяния, его колдовства — как раз в этой зоркости.
Но этого мало. Язык Пришвина — язык народный. Он мог сложиться лишь в тесном общении русского человека с природой, в труде, в простоте. И в мудрости народного характера.
У ботаников есть термин — разнотравье. Он обычно относится к цветущим лугам. Разнотравье — это сплетение сотен разнообразных и весёлых цветов, раскинувшихся сплошными озёрами по пойме рек.
Прозу Пришвина можно с полным правом назвать разнотравьем русского языка. Слова у Пришвина цветут, сверкают. Они то шелестят, как травы, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то, наконец, ложатся в нашей памяти медлительным строем, подобно течению звёзд.
(К. Паустовский)
Задание
1. Передайте подробно или сжато содержание фрагмента из повести К. Паустовского “Золотая роза”.
2. Ответьте на вопрос: “О каких особенностях поэтики М. Пришвина рассказал автор в данном отрывке?”
№ 20
Какую роль Москва играла в жизни известных писателей и поэтов?
Наша столица постоянно была для русских писателей источником, питающим творческую жизнь, дающим вдохновение. Она была городом, где их силы сплачивались и крепли в спорах и в идейной борьбе.
Изменились облик зданий, колорит улиц, настрой и ритм жизни города, а нас всё влекут к себе дома, где были написаны фрагменты “Горя от ума” или повесть “Степь”. Сила притяжения памятных мест безгранична: завораживают понятия “дом, где жил Пушкин” или даже — “место, где стоял дом, в котором родился Лермонтов”. Каждый из нас бывает взволнован, когда, например, оказавшись на Арбатской площади, вспомнит, что это ведь та самая, хотя и почти до неузнаваемости изменившаяся площадь, на которой герой романа “Война и мир” Пьер Безухов увидел комету 1812 года, сулившую большие несчастья.
Различны были истоки любви литераторов к Москве. Для А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.М. Достоевского она была родиной, а для А.П. Чехова, родившегося в Таганроге и впервые приехавшего в древнюю столицу семнадцатилетним юношей, сила её духовного воздействия была столь значительной, что его девизом стали слова “Я — навсегда москвич”. В творчестве одних писателей, например А.П. Чехова, В.А. Гиляровского, образ Москвы отразился многократно, и этих писателей называют московскими. Однако известны другие примеры, когда и не московские писатели Ф.М. Достоевский, А.А. Блок неоднократно обращались к великому городу в своём творчестве.
Москва — сердце нашей страны. Мы воспринимаем её как символ Родины. Многие литераторы писали о Москве:
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва!.. Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нём отозвалось!
А.С. Пушкин
Из рассеянных в произведениях разных авторов зарисовок и создаётся литературный портрет Москвы.
Отношение литераторов к Москве запечатлелось не только в художественных произведениях, но и в мемуарах, в эпистолярном наследим, в дневниковых заметках. Облик города динамичен, разнолик. Шли годы, сменяли друг друга поколения, и каждое по-своему воспринимало то, что было сказано о Москве несколько десятилетий назад, давало свою интерпретацию этим картинам.
Русские писатели давали глубокие и точные характеристики разных районов Москвы. Известно, предметом какого пристального внимания наших литераторов на протяжении многих десятилетий являлись Кремль и Красная площадь.
Каждый этап развития Кремля осмысливался литераторами. Строки летописей, образы, связанные с Кремлём, созданные русскими писателями, соединяясь в нашем воображении с обликом сегодняшнего Кремля, складываются в величественную картину его становления, развития и современной жизни. “И стоит Москва и сердце Москвы — Кремль”, — так заключает одну из своих исторических повестей Вс. Иванов. Художественный образ Кремля и Красной площади создан А. Пушкиным, М. Лермонтовым, Л. Толстым, А. Чеховым, А. Блоком, А. Твардовским, Р. Рождественским.
Велика была духовная связь наших писателей с Кремлём и Красной площадью. М. Лермонтов отмечал: “Москва не есть обыкновенный город, каких тысяча. Как в древнем римском кладбище, каждый её камень хранит надпись... богатую, обильную мыслями, чувством и вдохновением для учёного, патриота и поэта!..”
Необычно интересными для нас являются поэтические картины Кремля в творчестве А.С. Пушкина. Поэт знал и любил Кремль как замечательный памятник русской истории. С самого раннего детства часто бывал на кремлёвских площадях, в монастырях и храмах. Очевидно, под впечатлением детских воспоминаний в ранней своей поэме он поселил старца в монастыре в лесной глуши под Москвой:
Невдалеке от тех прекрасных мест,
Где дерзостный восстал Иван Великий,
На голове златой носящий крест...
В кишинёвской ссылке, мысленно обращаясь к Москве, поэт представлял её древние памятники, среди которых, вероятно, ему виделся и Кремль:
На тихих берегах Москвы
Церквей, венчанные крестами,
Сияют ветхие главы...
Подзаголовки отдельных сцен трагедии “Борис Годунов” точно определяют место действия: “Кремлёвские палаты”; “Кремль. Дом Борисов”.
Исполненный внутренней динамики и страсти, образ Кремля мы находим у Лермонтова:
“Что сравнить с этим Кремлём, который, окружаясь зубчатыми стенами, красуясь золотыми главами соборов, возлежит на высокой горе, как державный венец на челе грозного владыки?
Он — алтарь России, на нём должны совершаться и уже совершались многие жертвы, достойные отечества”.
Образ Кремля неоднократно возникает в романе “Война и мир” в связи с событиями 1812-го. Отношение к Кремлю Л.Н. Толстого связано с раздумьями о судьбах России. Одиннадцатилетним мальчиком он написал о Кремле: “Какое великое зрелище представляет Кремль! Иван Великий стоит, как исполин, среди других соборов и церквей и напоминает этого хитрого похитителя престола. Этот странный теремок как бы свидетельствует о бурных временах Иоанна Г розного. Эти белые каменные стены видели стыд и поражение непобедимых полков наполеоновских”.
А. Блок для создания образа этого замечательного памятника нашёл слова “прозрачная нежность”.
Да и сейчас на Красную площадь к Кремлю приходят люди, потому что, соприкасаясь с этим памятным местом, мы черпаем уверенность в себе.
Дай мне
Уверенности твоей,
Красная площадь!
И помоги мне
Себя отыскать –
Завтрашнего, -
так определил это ощущение Р. Рождественский в поэме “Двести десять шагов”. Оно близко и понятно каждому из нас.
(По К. В. Стародуб, В. В. Емельяновой, И. В. Краусовой)
Задание
1. Передайте сжато содержание из книги “От Кремля до Садовых”.
2. Ответьте на вопрос: “Какие мысли и чувства вызывает в вас этот текст?”