Диктанты и изложения по Русскому языку 9 класс Л. М. Кулаева - 2016 год
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными - СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ - ДИКТАНТЫ
***
Ещё с раннего утра всё небо обложили дождевые тучи; было тихо, не жарко и скучно, как бывает в серые пасмурные дни, когда над полем давно уже нависли тучи, ждёшь дождя, а его нет.
Ветеринарный врач Иван Иваныч и учитель гимназии Буркин уже утомились идти, и поле представлялось им бесконечным. Далеко впереди еле были видны ветряные мельницы села Мироносицкого, справа тянулся и потом исчезал далеко за селом ряд холмов, и оба они знали, что это берег реки, там луга, зелёные ивы, усадьбы, и если стать на один из холмов, то оттуда видно такое же громадное поле, телеграф и поезд, который издали похож на ползущую гусеницу, а в ясную погоду оттуда бывает виден даже город. Теперь, в тихую погоду, когда вся природа казалась кроткой и задумчивой, Иван Иваныч и Буркин были проникнуты любовью к этому полю, и оба думали о том, как велика, как прекрасна эта страна.
— В прошлый раз, когда мы были в сарае у старосты Прокофия, — сказал Буркин, — вы собирались рассказать какую-то историю.
— Да, я хотел тогда рассказать про своего брата.
Иван Иваныч протяжно вздохнул и закурил трубочку, чтобы начать рассказывать, но как раз в это время пошёл дождь. И минут через пять лил уже сильней дождь, обложной, и трудно было предвидеть, когда он кончится. Иван Иваныч и Буркин остановились в раздумье; собаки, уже мокрые, стояли, поджав хвосты, и смотрели на них с умилением.
(А. Чехов)
(229 слов)
Задание
Выпишите из текста сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными и составьте его схему.
Выполните фонетический разбор слов еле, дождя.
***
Литературная работа чрезвычайно индивидуальна. Лев Толстой не ездил в творческие командировки, но обладал гениальным душевным опытом, прожив сложнейшую жизнь. Иван Бунин исколесил половину мира, но лучшие вещи написаны им не о путешествиях, а о России, по которой он тосковал на чужбине и которую чувствовал, помнил и знал превосходно. Если у писателя не было биографии, он не способен создать её искусственно, он может её только пополнить. Между тем бытие наше настолько насыщено, что необходимо лишь подробно осмысливать его. Материал лежит везде. Оторванность от действительности — это не норма, а болезнь, и довольно редкая. Мне не совсем понятно, что значит ездить за сбором материала намеренно, задавшись целью написать роман или повесть. Как это можно отобрать и выбрать живую жизнь, не являясь её действующим лицом? Боюсь, что таким образом возникает опасность втиснуть необъятное в железный корсет иллюстративности. Нужно, разумеется, ездить и жить некоторое время вдали от письменного стола, но быть как все, ничем не выделяясь, жить не как писатель. Никто не должен видеть твоего блокнота. Ездить необходимо для того, чтобы полнее ощутить реальные детали, звуки, запахи времени. Можно, наконец, поехать по какому-то внутреннему толчку, ожидая некой искры возбуждения в самом себе — где-то далеко от Москвы, в незнакомых местах, уже мучаясь чем-то, а не раскрыв заранее блокнот с готовностью “взбодрить повестушку”, как когда-то хорошо сказал Твардовский.
(По Ю. Бондареву)
(211 слов)
Задание
Выпишите сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными. Графически объясните постановку знаков препинания.
Из воспоминаний Шаляпина
В один поистине прекрасный день ко мне приехал Дягилев и сообщил, что предлагает мне ехать в Париж, где он хочет устроить ряд симфонических концертов, которые ознакомили бы французов с русской музыкой. Я с восторгом согласился принять участие в этих концертах, уже зная, как интересуется Европа русской музыкой и как мало наша музыка известна в Европе.
Когда я приехал в Париж и остановился в отеле, где жил Дягилев, я сразу понял, что затеяно серьёзное дело и что его делают с восторгом. Дягилев сообщил мне, что интерес парижан к его предприятию очень велик и что хотя помещение для концертов снято в Большой опере, но положительно нет возможности удовлетворить публику, желающую слушать русскую музыку.
Успех концертов был солиден, и это подало нам мысль показать в будущем сезоне русскую оперу, например “Бориса Годунова”. Мы ставили спектакль целиком, что невозможно в России вследствие цензурных условий. Сначала мы устроили генеральную репетицию, пригласив на неё избранное общество Парижа. Так же великолепно, как генеральная репетиция, прошёл и первый спектакль. Артисты, хор, оркестр и декорации — всё было на высоте. Минуты великого счастья переживал я благодаря искусству, страстно любимому мною. Любовь — это всегда счастье, но любовь к искусству — величайшее счастье нашей жизни!
(По М. Горькому)
(196 слов)
Задание
Выполните синтаксический разбор выделенных предложений (по вариантам).
Составьте схему предложения, выделенного курсивом.
Михаил Пришвин
Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина.
Михаил Михайлович Пришвин — это было имя для города, а в тех местах, где Пришвин чувствовал себя дома, звали его просто “Михалычем”. И, очевидно огорчались, когда этот человек исчезал в городах, где только ласточки, гнездившиеся под железными крышами, напоминали ему об его “журавлиной родине”.
Жизнь Пришвина — пример того, как человек отрешился от всего наносного, навязанного ему средой, и начал жить только “по велению сердца”. Неизвестно, что сделал бы в своей жизни Пришвин, если бы он остался агрономом (это была его первая профессия). Он вряд ли открыл бы миллионам людей русскую природу как мир тончайшей и светлой поэзии. На это у него просто не хватило бы времени.
Если внимательно прочесть всё написанное Пришвиным, то остается убеждение, что он не успел рассказать нам и сотой доли того, что превосходно знал и видел.
Пришвин происходил из старинного русского города Ельца. Из этих же мест вышел и Бунин, точно так же, как и Пришвин, умевший наделять природу окраской человеческих дум и настроений.
Чем это объяснить? Очевидно тем, что природа этих мест очень русская, очень простая и небогатая. В этом-то её свойстве и лежит разгадка писательской зоркости Пришвина. На простоте яснее видна прелесть родной земли, острее делается взгляд и собраннее мысль.
(К. Паустовский)
(227 слов)
Задание
Выполните синтаксический разбор выделенных предложений.
Над каждым словом последнего предложения укажите часть речи.
***
Чуть не век Достоевского корили за то, что герои у него говорят одинаково, но в конце концов, приняв этот “недостаток” или “порок” за аксиому, простили, смирились. Но что это? Недостаток? Недосмотр? Порок?
Когда человека пропороли ножом, когда он вдруг страшно обжёгся, когда рушится, горит его дом, когда то же самое случается с другим, третьим, четвёртым, то не будут ли все они чувствовать, думать, кричать одинаково? А у Достоевского почти каждый герой смертельно болен духовной болью за весь мир, за себя, за другого, за всех, а потому так часто кричат все они и одинаково — почти одинаково — говорят, кричат, стонут, шепчут, молчат, одним одержимы, одним живут, во имя одного умирают.
Любой внимательный читатель наберёт десятки таких совпадений, любой исследователь Достоевского знает их сотни. Это — язык смертельной боли, язык последних вопросов, язык решающего выбора между всегубительным преступлением и всеспасительным подвигом, язык главных слов, язык смерти и жизни — буквально, не переносно, не метафорически!
(По Ю. Корякину)
(149 слов)
Задание
Составьте схему выделенного предложения.
***
Откуда взялась человеческая совесть? Если исходить из предположения, что в борьбе за существование более совестливые побеждают менее совестливых, подобно тому, как сильные животные побеждают слабых, мы упрёмся в тупик.
Практика нашей сегодняшней жизни показывает, что, как правило, именно бессовестные побеждают совестливых. Бессовестность нападает коварно и неожиданно, а совесть не готова к нападению, потому что она прежде всего сторожит не врага, а нас самих. Если бы совесть имела земное происхождение, она давно вымерла бы, как динозавр. И, тем не менее, она продолжает жить как высшее свойство человеческой души.
Разного рода политические злодеи пытались доказать, что совесть всего лишь архаический предрассудок и что она имеет классовый или расовый характер. Народы, принявшие подобные учения, освобождались от тормозов совести, приобретали динамическую силу и сравнительно легко завоёвывали другие народы. Но в конце концов их победоносные империи неизменно разваливались. Думаю, совесть порабощенных народов к этому времени успевала проснуться и возмутиться. А человек с возмущённой совестью становится сильнее негодяя.
Представим, что Гитлер утвердил в Германии бессовестное государство, на этом остановился бы, и тогда нет причин отрицать, что это государство дожило бы до наших дней. Но дело в том, что бессовестность не знает границ, не знает, где остановиться.
Практически все современные развитые государства более или менее стабильно существуют, потому что они себя считают совестливыми, да, в общем-то, и стараются быть совестливыми.
(По Ф. Искандеру)
(214 слов)
Задание
Выпишите из текста предложение с однородными придаточными. Схематически объясните знаки препинания в нём.
***
Он почувствовал, что больше не может, что никакая сила не сдвинет его с места и что, если теперь он сядет, ему уже больше не подняться. С тоской огляделся он кругом. Рядом, на обочине дороги, стояла курчавая молоденькая сосёнка.
Он тут же упал на колени, срубил кинжалом деревце, отрезал ветвей, обмотал рогатину носовым платком, бинтами и тотчас же попробовал двинуться в дорогу. И пошёл, считая шаги и устанавливая себе новые нормы передвижения.
Вероятно, со стороны было бы странно видеть человека, бредущего таким непонятным способом в глухом лесу, двигающегося по глубоким сугробам со скоростью гусеницы, идущего от зари до зари и проходящего за этот срок не больше пяти километров. Никто, кроме сорок, не наблюдал за ним. Сороки же, за эти дни убедившиеся в безобидности этого странного трёхногого существа, при его приближении не улетали, а только неохотно соскакивали с дороги и, повернув голову набок, насмешливо смотрели на него своими любопытными чёрными глазами-бусинками.
(Б. Полевой)
(150 слов)
Задание
Графически объясните постановку знаков препинания в выделенном предложении.
***
На другой день погода была пасмурная, по небу медленно ползли тяжёлые дождевые тучи, и воздух казался потемневшим, точно предрассветные сумерки. Горы, которые ещё вчера были так живописно красивы, теперь имели угрюмый вид.
Мои спутники знали, что если нет проливного дождя, то назначенное выступление обыкновенно не отменяется. Только что-нибудь особенное могло задержать нас на биваке. Утром, расплатившись, мы выступили в путь по уже знакомой нам тропе, проложенной местными жителями по долине реки.
В природе чувствовалась какая-то тоска. Неподвижный и отяжелевший от сырости воздух, казалось, навалился на землю, и от этого всё кругом притаилось. Хмурое небо, мокрая растительность, грязная тропа, лужи стоячей воды и в особенности царившая кругом тишина — всё свидетельствовало о ненастье, которое сделало передышку для того, чтобы снова вот-вот разразиться дождём с ещё большей силой.
К полудню мы дошли до верховьев реки и сделали привал. В то время, когда мы сидели у костра и пили чай, из-за горы вдруг показался орлан белохвостый. Описав большой круг, он ловко, с налёта, уселся на сухоствольной лиственнице и стал приглядываться.
(По М. Горькому)
(166 слов)
Задание
Графически объясните постановку знаков препинания в выделенном предложении.
Разберите по составу слово лиственница.
***
После отъезда Сергея Таня осталась крайне взволнованная и поражённая. Она знала, что её решимости и сдержанности не хватит и что томить дольше Сергея не будет. Она скажет ему истину, скажет, что только его ждала в течение долгих лет и что теперь уже не отпустит от себя.
А между тем ничего этого не случилось и объяснение произошло и результат его был совсем неожиданный: из обвиняемого Сергей превратился в обвинителя.
Она сама виновата во всём, она испортила жизнь и себе, и ему, отравила и его, и свою молодость.
Счастливая полная жизнь возможна была давно, и она уничтожила эту возможность, отказалась от этой жизни. Однообразное уединение, существование среди бестелесных туманных мечтаний, вечное ожидание волшебной сказки, в которую часто поневоле не верилось. Сергей сказал ей, что она не любила его.
Её сердце ныло, её мысли путались, она чувствовала себя поражённой, она должна была прийти в себя, очнуться, понять, что такое случилось, что значили эти странные слова и что такое в них заключается.
Она бродила из угла в угол, потом наконец легла в постель, закрыла глаза, но не спала, а долго лежала в полузабытьи.
Мало-помалу это полузабытье перешло в сон. Таня спала, как спит человек после чрезмерной работы. Она не слыхала в своём крепком сне и как к ней стучались, и как её звали, и как опять приходили и звали.
(По Вс. Соловьеву)
(217 слов)
Задание
Выпишите из текста сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными, составьте их схему.
Укажите все части речи в выделенном предложении.
***
Кусака долго металась по следам уехавших людей. Она добежала до станции и вернулась обратно.
Начался частый дождь, и отовсюду стал надвигаться мрак осенней ночи. Быстро и глухо он заполнил пустую дачу. Бесшумно выползал он из кустов и вместе с дождём лился с неприветливого неба.
На террасе, с которой была снята парусина, свет долго ещё печально озарял следы грязных ног. Но скоро уступил и он. И, когда уже не было сомнений, что наступила ночь, собака жалобно завыла.
Звенящей, острой, как отчаянье, нотой ворвался вой в монотонный шум дождя, прорезал тьму.
И тому, кто слышал его, казалось, что стонет и рвётся к свету сама беспросветно-тёмная ночь. И хотелось в тепло, к яркому огню, к любимому сердцу.
(По Л. Андрееву)
(107 слов)
Задание
Составьте схему выделенного предложения.
Над придаточными предложениями надпишите их вид.
***
Рассматривая произведения древнерусского искусства: иконы, книжные миниатюры, — мы замечаем, что они отличаются от картин и рисунков, которые создают художники нашего времени.
Сравним древнерусскую миниатюру, на которой изображён летописец Сильвестр, и репродукцию картины художника XIX века В.М. Васнецова “Нестор-летописец”. Тема одна, а как по-разному изобразили монаха-летописца художники.
Васнецов изображает то, что мы увидели бы, если бы вошли в келью монаха-летописца. Тяжёлые своды монастырского здания, каменные плиты пола, на которых лежат толстые книги. Перед столиком сидит старец и пишет гусиным пером в книге. Он весь углублён в работу. Позади расположено окно, сквозь которое видны далёкие поля, город с храмами, небо, облака.
Перед древнерусским художником стоят особые задачи. Вместо правдоподобного и точного выписывания деталей он изображает предметы лишь для того, чтобы они указывали на главное. У него летописец не просто записывает жизненные факты, а исполняет Божью волю, передает людям Высшую правду. Он вслушивается в Слово истины, которое доносится с неба. В левом верхнем углу миниатюры мы видим это Небо, от которого протянулись лучи к уху летописца.
Чтобы оценить достоинства современной и древнерусской живописи, надо понимать, какие задачи они решают.
(По В. Полухиной)
(167 слов)
Задания
Выпишите из текста сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными, составьте его схему.
***
Совестно сказать, как мало нужно для того, чтобы всем людям освободиться от всех тех бедствий, которые теперь удручают их: нужно только не лгать. Пускай только не поддаются люди той лжи, которую внушают им, пусть только не говорят того, что они не думают и не чувствуют, и тотчас же совершится такой переворот во всём строе нашей жизни, которого не достигнут революционеры столетиями, если бы вся власть находилась в их руках.
Только бы верили люди, что сила не в силе, а в правде, и смело высказывали бы её, или хоть только бы не отступали от неё словом и делом: не говорили бы того, чего они не думают, не делали бы того, что они считают нехорошим и глупым.
...Сила не в силе, а в мысли и ясном выражении её, и потому боятся выражения независимой мысли больше, чем армий, устраивают цензуры, подкупают газеты... Но та духовная сила, которая движет миром, ...она даже не в книге, не в газете, она неуловима и всегда свободна, она в глубине сознания людей. Самая могущественная и неуловимая, свободная сила эта есть та, которая проявляется в душе человека, когда он один, сам собою обдумывает явления мира и потом невольно высказывает свои мысли своей жене, брату, другу, всем тем людям, с которыми он сходится и от которых считает грехом скрыть то, что он считает истиной. Никакие миллиарды рублей, миллионы войск и никакие учреждения, ни войны, ни революции не произведут того, что может произвести простое выражение свободным человеком того, что он считает справедливым независимо от того, что существует и что ему внушается.
(По Л. Толстому)
(250 слов)
Задание
Выпишите:
а) сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением, составьте его схему;
б) сложноподчинённое предложение, в котором придаточное предложение соединяется с главным при помощи союзного слова и разберите его по членам.
***
День был ясный, теплый, улицы кое-где уже просохли, а местами на них ещё лежал лёд, и от него во все стороны ползли ручьи. Каждая куча льда была похожа на огромное, разбитое о камни мостовой гниющее чёрное чудовище. Яркий блеск весеннего солнца резал Никите глаза, он щурил их и торопливо шёл по улицам всё прямо и ни о чём не думая. Сердце у него билось испуганно, торопливо, и в нём шевелилось что-то неприятное, точно большой червяк заполз туда.
Тошно было ему, и когда он вышел из города в поле, то глубоко и облегчённо вздохнул, передвинул картуз с уха на ухо и остановился, не зная, что ему делать.
Далеко перед ним на горизонте стоял синий лес. Никита посмотрел туда и подумал, что там, должно быть, тихо и что там нет ни одной души человеческой среди голых, безлистных деревьев.Ему захотелось пойти туда, в тишину, и, свернув в сторону с дороги, он пошёл к лесу. В лесу было сыро. Поджав одну ногу, он с минуту постоял, как гусь, и вдруг повернул назад, в город. Никита подумал, что, если зайти в деревню и постоять там, ноги согреются. Через несколько минут он уже стоял в тёмном углу храма, прислонясь спиной к тёплым изразцам печи, и слушал священника.
(По М. Горькому)
(202 слова)
Задание
Выпишите из текста выделенные предложения и выполните (по вариантам) их синтаксический разбор.
Выпишите из текста все деепричастия.
***
Я знал, что самовар будут ставить целый час и что дедушка будет пить чай не менее часа и потом заляжет спать часа на два, на три, что у меня четверть дня уйдёт на ожидание, после которого опять жара, пыль, тряские дроги. Я слушал бормотанье двух голосов, и мне начинало казаться, что армянина, шкап с посудой, мух, окна, в которые бьёт горячее солнце, я вижу давно-давно и перестану их видеть в очень далёком будущем, и мною овладевала ненависть к степи, к солнцу, к мухам...
Украинка в платке внесла поднос с посудой, потом самовар. Армянин не спеша вышел в сени и крикнул Маше, чтобы та наливала чай и чтобы готовила ужин.
Послышались торопливые шаги, и в комнату вошла девушка лет шестнадцати, в простом ситцевом платье и в белом платочке. Моя посуду и наливая чай, она стояла ко мне спиной, и я заметил только, что она была тонка в талии, боса и что маленькие голые пятки прикрывались низко опущенными панталонами.
Хозяин пригласил меня пить чай. Садясь за стол, я взглянул в лицо девушки, подававшей мне стакан, и вдруг почувствовал, что точно ветер пробежал по моей душе и сдунул с неё все впечатления дня с их скукой и пылью. Я увидел обворожительные черты прекраснейшего из лиц, какие когда-либо встречались мне наяву и чудились во сне. Передо мною стояла красавица, и я понял это с первого взгляда, как понимаю молнию.
(По А. Чехову)
(220 слов)
Задание
Найдите в тексте сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Объясните (графически) постановку в них знаков препинания.
Выпишите из текста все наречия.