Лексикология (лексика) и фразеология - ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-9 КЛАССАХ

Русский язык поурочные разработки 9 класс к УМК Л. А. Тростенцовой - 2016 год

Лексикология (лексика) и фразеология - ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-9 КЛАССАХ

Цели: актуализировать и систематизировать знания по лексикологии и фразеологии; совершенствовать умения определять лексическое и грамматическое значение слов, находить в тексте синонимы, антонимы, омонимы, устаревшие слова, фразеологические обороты, заимствованные, профессиональные слова; развивать и обогащать речь; воспитывать любовь к языку.

Планируемые результаты: уметь самостоятельно искать и выделять необходимую информацию; знать основные группы лексики русского языка; уметь применять знания о лексике и фразеологии на практике; владеть навыками устной и письменной речи.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Анализ выполнения теста

III. Проверка домашнего задания

(Упр. 230 — обсуждение вопросов и заданий.)

IV. Закрепление изученного материала

1. Актуализация знаний

— Что изучают лексика и фразеология?

— Что называется лексикой?

— Что такое синонимы, антонимы, омонимы, паронимы?

— Какие слова называются однозначными?

— Какие слова называются многозначными?

— Что такое устаревшие слова?

— Какие слова называются неологизмами?

— На какие группы делятся слова по происхождению?

Комментарии

Учащимся желательно пополнить рабочий словарик следующими терминами, если какие-либо из них забылись.

Синонимы — слова одной части речи, тождественные или очень близкие по значению: красный — алый, саммит — встреча, будто — словно.

Антонимы — слова, противоположные по значению: север — юг, вверху — внизу, далёкий — близкий.

Омонимы — слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разное значение: зреть (“смотреть” и “вызревать”), брак (“некачественная работа” и “супружество”), засыпать(“погружаться в сон” и “сыпать что-либо”).

Омографы — слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному: за́мок — замо́к, му́ка — мука́, хло́пок — хлопо́к.

Омофоны — слова, одинаковые по звучанию, но разные по написанию и смыслу: чистота — частота, луг — лук, литься — лица.

Паронимы — слова, сходные по звучанию, но разные по смыслу: страшный — страстный, будить — бдить, невежа — невежда.

Архаизмы — устаревшие слова, обозначающие существующие предметы, явления; употребляются обычно в поэтической речи: ланиты (“щёки”), выя (“шея”), очи (“глаза”).

Историзмы — слова, обозначающие ушедшие в прошлое понятия, явления: ямщик, паровоз, ликбез.

Неологизмы — слова, образованные недавно в связи с появлением новых понятий, явлений: интернет-кафе, сайт, пиарщик.

Диалектизмы — слова, употребляемые только в данной местности: кочет (петух), пимы (валенки), вица (прут).

Профессионализмы — слова, употребляемые только в профессиональной речи: кок (“повар на корабле”), склянки (“часы на корабле”), офсайд (“положение вне игры в футболе”).

— Что такое фразеологизмы? (Устойчивые словосочетания, выражения, имеющие единое лексическое значение: бить баклуши (“бездельничать”), быть на виду (“выделяться”), сломя голову (“быстро”).)

2. Работа по учебнику

(Чтение теоретических сведений (с. 161), выполнение задания повышенной трудности (с. 161).)

3. Выполнение практических заданий

— Определите слова по их лексическому значению.

1) Вид метафоры, наделение предметного мира человеческими свойствами, его одушевление. (Олицетворение.)

2) Повторение одинаковых или сходных согласных звуков в слове, во фразе. (Аллитерация.)

3) Письменное или устное изложение основных положений одной или нескольких работ в форме доклада. (Реферат.)

— Какое из перечисленных слов имеет значение “вялый, равнодушный”: пессимистичный, апатичный, циничный, аскетичный? (Апатичный.)

— Определите значения оставшихся слов.

— Найдите в тексте антонимы, синонимы, просторечия и диалектизм.

Когда выстраивается шеренга солдат, то впереди становятся самые рослые и бравые, а в конце всегда бывает маленький солдатик. Так дом Пантелевны стоял в конце и был самый маленький, в три оконца. Про такие дома говорят, что они пирогом подпёрты, блином покрыты.

Я бросил берёзовую жердь на землю и присел на лавочку перед домом.

— Как называется ваша деревня? — спросил я.

— Чистый Дор.

— Чего Чистый?

— Дор.

Дор... Такого слова я раньше не слыхал.

— А что это такое — Чистый Дор?

— Это, батюшка, деревня наша, — толковала Пантелевна.

— Понятно, понятно. А что такое “дор”?

— А дор - это вот он весь, дор-то. Всё, что вокруг деревни, — это всё и есть дор.

Я глядел и видел поле вокруг деревни, а за полем — лес.

— Какой же это дор? Это поле, а вовсе не дор никакой.

— Это и есть дор. Чистый весь, глянь-ка. Это всё дор, а уж там, где ёлочки, — это всё бор.

Так я и понял, что дор — это поле, но только не простое поле, а среди леса. Здесь тоже раньше был лес, а потом деревья порубили, пеньки повыдёргивали. Дёргали, дёргали — получился дор.

(Ю. Коваль)

(Примерный ответ. Антонимы: рослые — маленький, впереди — в конце, раньше — потом; синонимы: глядел — видел; диалектизм: дор; просторечия: Пантелевна, глянь-ка.)

— Придумайте по два предложения с фразеологизмами (или подберите такие предложения из литературных произведений): вариант 1 — с книжными по происхождению, вариант 2 — с народными.

Например:

Вариант 1. Хорошо владеть пером — редкий дар. Нашим футболистам удалось одержать победу в матче, который уже ничего не решал.

Вариант 2. На другой день ни свет ни заря Лиза уже проснулась. Только что мы о нём говорили, а он лёгок на помине.

4. Работа по учебнику

1. Упр. 231 — устно.

2. Упр. 233 — чтение текста, обсуждение вопросов и заданий.

3. Упр. 234 — чтение текста, обсуждение вопросов и заданий.

4. Упр. 235, 236 — самостоятельная работа с последующим обсуждением.

5. Тест по теме урока (См.: КИМы, тест 2.)

V. Подведение итогов урока

— Как связаны лексика и фразеология и в чём различия между ними?

Домашнее задание

1. § 42—44.

2. Упр. 232, 242.






Для любых предложений по сайту: [email protected]