Русский язык поурочные разработки 9 класс к УМК Л. А. Тростенцовой - 2016 год
Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи - СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ
Цели: формировать навык постановки знаков препинания в многочленных сложных предложениях с различными видами связи, умение находить границы частей многочленных сложных предложений с различными видами связи; развивать орфографические и пунктуационные навыки.
Планируемые результаты: уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; знать признаки многочленного сложного предложения; уметь разбираться в смысловых отношениях между частями многочленного предложения, правильно ставить знаки препинания в таких предложениях; уметь объяснять языковые явления и процессы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Упр. 213 — чтение и обсуждение сочинений (рекламных текстов).)
III. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
(Чтение и обсуждение теоретического материала (§ 38, с. 147-148).)
2. Слово учителя
Когда в сложном предложении с сочинительной и подчинительной связью рядом оказываются соответствующие союзы (но и если, и и когда и т. п.), надо обратить внимание на следующее предложение в составе сложного: если оно начинается со слов то, так или тем, запятая на стыке союзов не ставится.
По небу слоились густые тучи, и, хотя шёл только третий час дня, было уже темно.
В этом предложении рядом стоят сочинительный (и) и подчинительный (хотя) союзы. Придаточное (хотя шёл только третий нас дня) относится ко второму главному предложению: было уже темно (несмотря на что?).
В подобных предложениях полезно мысленно убирать придаточное, чтобы прояснить связи, а значит, и пунктуацию. Уберём придаточное: По небу слоились густые тучи, и было уже темно.Перед нами сложносочинённое предложение — между его частями запятая ставится.
Что произойдёт, если в этом предложении появится сочинительный союз но? По небу слоились густые тучи, и хотя шёл только третий час дня, но было уже темно. Союз но “отменяет” запятую между сочинительным (и) и подчинительным (хотя) союзами. В самом деле, если теперь убрать придаточное (По небу слоились густые тучи, и но было уже темно), получится абсурд.
IV. Закрепление изученного материала
1. Анализ предложений
— Расставьте знаки препинания, составьте схемы, определите виды связи предложений.
1) Много веков сушили эту землю ветры-суховеи и калило солнце, пока она не стала такой крепкой, будто схвачена цементом.
(Примерный ответ. [ ] и [ ], (пока ... такой ...), (будто ...).
Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной и подчинительной; повествовательное. Придаточное первой степени (до каких пор? — значение времени) относится сразу к двум главным, соединённым сочинительным союзом и, поэтому между ними не ставится запятая. Придаточное второй степени (насколько? в какой степени? в сравнении с чем? — значения степени и сравнения) относится к первому придаточному, раскрывает содержание указательного слова такой. Подчинение последовательное.)
2) И когда от пня останется лишь одна труха и сотрутся следы его с земли, там, в глубине, ещё долго будут преть корни родительницы-ели, отдавая молодому деревцу последние соки, сберегая для него капельки влаги, упавшие с травинок и листьев земляники, согревая его в стужу остатным тёплым дыханием прошедшей жизни. (В. Астафьев)
(Примерный ответ. (И когда ...) и ( ), [ ]. Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной и подчинительной; повествовательное. Однородные придаточные (когда? — значение времени) соединены сочинительным союзом и, относятся к общему главному предложению, присоединяются к нему при помощи союза когда (во втором придаточном этот союз подразумевается). Главное предложение осложнено уточняющим обстоятельством (в глубине), тремя обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами, и одним обособленным определением, выраженным причастным оборотом.)
2. Работа по учебнику
1. Упр. 215 — комментированное письмо.
2. Упр. 216 — работа по двум вариантам с последующим обсуждением.
3. Упр. 217 — самостоятельная работа с последующим обсуждением.
V. Подведение итогов урока
— Когда в многочленных сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью не ставится запятая, если рядом стоят сочинительный и подчинительный союзы?
Домашнее задание
1. § 37, 38.
2. Упр. 214, 219 (устно).