Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении - БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Русский язык поурочные разработки 9 класс к УМК Л. А. Тростенцовой - 2016 год

Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении - БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цели: познакомить с бессоюзными сложными предложениями со значением противопоставления, времени, условия и следствия; формировать умение определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения (противопоставление, время, условие и следствие); вырабатывать пунктуационные навыки; развивать грамотность; воспитывать аккуратность в работе, внимательность.

Планируемые результаты: уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; знать признаки бессоюзного сложного предложения; уметь разбираться в смысловых отношениях между частями бессоюзного сложного предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия; владеть навыками выразительного чтения; уметь объяснять языковые явления и процессы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания

(Упр. 198 — чтение и обсуждение составленных предложений; обсуждение вопросов и заданий.)

2. Повторение темы “Тире в простом предложении”

— В каких случаях ставится тире в простых предложениях?

(Примерный ответ. Тире ставится

1) Между подлежащим и сказуемым при нулевой связке, если подлежащее и сказуемое выражены:

а) существительным или числительным в именительном падеже: Тигр — животное чрезвычайно красивое, но крайне опасное. Дважды два — четыре;

б) инфинитивом (неопределённой формой глагола): Без дела сидеть — стареть;

в) инфинитивом и именем существительным в именительном падеже: Для настоящего музыканта закон — играть часов по шесть в день.

2) Перед обобщающим словом: Картины на стенах, чёрный рояль, старинные часы — всё это казалось необычным для меня.

3) В конструкциях, передающих прямую речь: “Я выстрелил, — продолжал граф, — и, слава богу, дал промах”.)

III. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

(Чтение и обсуждение теоретических сведений и материала для самостоятельных наблюдений (§ 35, с. 135—136).)

2. Анализ предложений

— Определите значения частей бессоюзных сложных предложений, сверяясь с таблицей “Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении”.

1) В красавиц он уж не влюблялся,

А волочился как-нибудь;

Откажут — мигом утешался;

Изменят — рад был отдохнуть.

А. Пушкин

([ ] [условие] — [ ]; [условие] — [ ]. Предложение со значениями перечисления (точка с запятой) и условия (тире).)

2) Шестнадцать лет служу - такого со мной не бывало. ([ ] — [ ]. Значение противопоставления.)

3) Собака поджала хвост - охотник насторожился, ([время] — [ ].)

4) Посмотрит — рублём подарит. ([ ] — [сравнение].)

5) Джельсомино запел — в окрестных домах повылетали стёкла. ([ ] — [следствие].)

6) Вспыхнул свет — я зажмурил глаза. ([ ] — [ ]. Быстрая смена событий.)

Комментарии

Отметим, что в 5-м и 6-м предложениях значения сходны; следствие и быстрая смена событий.

IV. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

1. Упр. 199 — комментированное письмо, обсуждение заданий.

2. Упр. 200 — самостоятельная работа с последующим обсуждением.

3. Упр. 202 — подготовка к домашнему сочинению.

2. Словарная работа

— Запишите в словарик слово из рамки (с. 137).

— Составьте с ним предложения.

V. Подведение итогов урока

— В каких случаях ставится тире в бессоюзном сложном предложении?

— В чём особенности интонации в бессоюзном сложном предложении с тире? (Интонация перед тире чаще всего повышается.)

Домашнее задание

1. § 35.

2. Упр. 202.

3. Контрольные вопросы и задания (с. 140—141).






Для любых предложений по сайту: [email protected]