Русский язык поурочные разработки 9 класс к УМК Л. А. Тростенцовой - 2016 год
Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении - БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цели: познакомить с бессоюзными сложными предложениями со значением противопоставления, времени, условия и следствия; формировать умение определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения (противопоставление, время, условие и следствие); вырабатывать пунктуационные навыки; развивать грамотность; воспитывать аккуратность в работе, внимательность.
Планируемые результаты: уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; знать признаки бессоюзного сложного предложения; уметь разбираться в смысловых отношениях между частями бессоюзного сложного предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия; владеть навыками выразительного чтения; уметь объяснять языковые явления и процессы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания
(Упр. 198 — чтение и обсуждение составленных предложений; обсуждение вопросов и заданий.)
2. Повторение темы “Тире в простом предложении”
— В каких случаях ставится тире в простых предложениях?
(Примерный ответ. Тире ставится
1) Между подлежащим и сказуемым при нулевой связке, если подлежащее и сказуемое выражены:
а) существительным или числительным в именительном падеже: Тигр — животное чрезвычайно красивое, но крайне опасное. Дважды два — четыре;
б) инфинитивом (неопределённой формой глагола): Без дела сидеть — стареть;
в) инфинитивом и именем существительным в именительном падеже: Для настоящего музыканта закон — играть часов по шесть в день.
2) Перед обобщающим словом: Картины на стенах, чёрный рояль, старинные часы — всё это казалось необычным для меня.
3) В конструкциях, передающих прямую речь: “Я выстрелил, — продолжал граф, — и, слава богу, дал промах”.)
III. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
(Чтение и обсуждение теоретических сведений и материала для самостоятельных наблюдений (§ 35, с. 135—136).)
2. Анализ предложений
— Определите значения частей бессоюзных сложных предложений, сверяясь с таблицей “Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении”.
1) В красавиц он уж не влюблялся,
А волочился как-нибудь;
Откажут — мигом утешался;
Изменят — рад был отдохнуть.
А. Пушкин
([ ] [условие] — [ ]; [условие] — [ ]. Предложение со значениями перечисления (точка с запятой) и условия (тире).)
2) Шестнадцать лет служу - такого со мной не бывало. ([ ] — [ ]. Значение противопоставления.)
3) Собака поджала хвост - охотник насторожился, ([время] — [ ].)
4) Посмотрит — рублём подарит. ([ ] — [сравнение].)
5) Джельсомино запел — в окрестных домах повылетали стёкла. ([ ] — [следствие].)
6) Вспыхнул свет — я зажмурил глаза. ([ ] — [ ]. Быстрая смена событий.)
Комментарии
Отметим, что в 5-м и 6-м предложениях значения сходны; следствие и быстрая смена событий.
IV. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
1. Упр. 199 — комментированное письмо, обсуждение заданий.
2. Упр. 200 — самостоятельная работа с последующим обсуждением.
3. Упр. 202 — подготовка к домашнему сочинению.
2. Словарная работа
— Запишите в словарик слово из рамки (с. 137).
— Составьте с ним предложения.
V. Подведение итогов урока
— В каких случаях ставится тире в бессоюзном сложном предложении?
— В чём особенности интонации в бессоюзном сложном предложении с тире? (Интонация перед тире чаще всего повышается.)
Домашнее задание
1. § 35.
2. Упр. 202.
3. Контрольные вопросы и задания (с. 140—141).