Русский язык поурочные разработки 9 класс к УМК Л. А. Тростенцовой - 2016 год
Понятие о сложносочинённом предложении. Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях - СЛОЖНОСОЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цели: дать понятие о сложносочинённом предложении; формировать умения различать простые и сложные предложения, находить сложносочинённые предложения, определять разновидности смысловых отношений между частями сложносочинённого предложения (одновременность, последовательность, чередование, противопоставление); развивать орфографическую зоркость; воспитывать аккуратность в работе, внимательность.
Планируемые результаты: уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; знать признаки сложносочинённого предложения; уметь разбираться в смысловых отношениях между частями сложносочинённого предложения; уметь объяснять языковые явления и процессы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Лингвистическая разминка
— Запишите предложение под диктовку, сделайте его синтаксический разбор, укажите функции знаков препинания, определите художественные средства создания образа в поэтическом фрагменте.
Полночный троллейбус, по улице мчи,
Верши по бульварам круженье,
Чтоб всех подобрать, потерпевших в ночи
Крушенье, крушенье.
Б. Окуджава
2. Проверка домашнего задания
(Чтение и анализ сочинений.)
III. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
(Чтение и обсуждение теоретических сведений и материалов для самостоятельных наблюдений (с. 36—37).)
2. Работа с таблицей
— Перенесите таблицу в тетрадь, придумайте свои примеры.
Группы сложносочинённых предложений
С соединительными союзами |
С разделительными союзами |
С противительными союзами |
и, да = и, ни — ни, тоже, также (одновременные или следующие друг за другом явления) Но жизнь не зря зовут борьбой, и рано нам трубить отбой. (Я. Добронравов) |
или, либо, то — то, не то — не то (чередование или выбор явлений) Не то вдалеке был пожар, не то это закат пламенел. |
а, но, да = но, однако, зато, же (противопоставление явлений) Ураган прошёл, однако связи с городом ещё не было. |
3. Работа по учебнику
(Чтение и обсуждение теоретических сведений и материала для самостоятельных наблюдений (с. 37—38).)
IV. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
1. Упр. 60 — самостоятельное выполнение с последующим обсуждением.
2. Упр. 62 — обсуждение вопросов и заданий, письменное выполнение; составление схем предложений на доске и в тетрадях.
2. Объяснительный диктант
— Запишите предложения в таблицу, подчеркните грамматические основы, охарактеризуйте смысловые отношения между частями предложений и укажите вид союзов. Объясните постановку знаков препинания.
(В скобках даны номера колонок.)
1) Было уже часов десять, и над садом светила полная луна. (1)
2) Челкаш, всегда весёлый и едкий, был сегодня, очевидно, не в духе и отвечал на расспросы отрывисто и резко. (М. Горький) (Простое предложение.)
3) Старший брат долго не брал меня с собой, мне же хотелось хоть одним глазком посмотреть на его тренировки. (3)
4) То ли врачи ошиблись, то ли рана сама собой заросла. (Ю. Трифонов) (2)
V. Подведение итогов урока
— Какие предложения называются сложными?
— Какое предложение называют сложносочинённым?
— Чем отличаются сложносочинённые предложения от сложноподчинённых?
— Назовите смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. (Одновременность, последовательность, причина, чередование, взаимоисключение, сопоставление, противопоставление.)
Домашнее задание
1. § 11, 12.
2. Упр. 61.