Все уроки Русского языка 9 класс
Итоговое повторение. Синтаксис и пунктуация простого предложения - ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-9 КЛАССАХ
Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме; закрепить навыки постановки знаков препинания внутри осложнённого простого предложения.
Оборудование: обобщающие таблицы, раздаточный материал.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Постановка целей и задач урока.
Мотивация учебной деятельности
Одна из важнейших задач школьного предмета «русский язык» — научить человека, с детства владеющим русским литературным языком в устной форме, грамотно, без орфографических и пунктуационных ошибок писать. Прежде всего — писать! Иначе, дано: все слова и предложения русского языка в устной форме. Требуется: уметь записать всё это по принятым в русском языке правилам орфографии и пунктуации (и исключениям из них).
III. Актуализация опорных знаний
Работа с обобщающими таблицами (с выполнением практических заданий)
а) Тире в простом предложении
Тире между подлежащим и сказуемым |
|
Примечание. Тире ставится только при логическом ударении на подлежащем или сказуемом |
|
• Пользуясь таблицей, сформулируйте основные правила употребления тире в простом предложении.
• Какие из этих случаев постановки тире встречаются наиболее часто?
• Придумайте или подберите предложения в соответствии со схемами; объясните постановку тире в этих предложениях.
б) Односоставные предложения
Вид односоставного предложения |
Выражение сказуемого |
Примеры |
Определённо-личное |
Глагол в форме 1-го или 2-го лица |
1. Люблю тебя, моя Россия (С. Васильев). 2. Светись, светись, далёкая звезда (М. Лермонтов) |
Неопределённо-личное |
Глагол в форме 3-го лица мн. ч. наст. и буд. Времени. Глагол мн. ч. в прош. времени |
1. Дорожки каждое утро посыпают песком. 2. Лампы скоро зажгут. 3. Кричали где-то далеко |
Безличное |
Безличный глагол, личный глагол в безличной форме, неопределённая форма глагола и др. |
1. Морозит. 2. Пахнет лесом. 3. Мне холодно. 4. Стоять на одном месте нельзя |
Обобщённо-личное |
Как в определённо-личных и неопределённо-личных предложениях |
1. Чужим умом в люди не выйдешь. 2. В лес дров не возят (Пословицы) |
Назывное |
Сказуемого нет |
Полярная ночь. Льды. Безмолвие |
• Придумайте или подберите односоставные предложения.
• Определите, чем выражено сказуемое в этих предложениях. Назовите вид односоставных предложений.
• Назовите общие и отличительные признаки односоставных предложений.
в) Запятые между однородными членами
1. О, |
О |
2. О, а |
О а, но, да (= но), однако, зато и др. |
3. ни О, ни |
О то-то, или-или, либо-либо, не то — не то и др. |
4. как О, так и |
О как, так и; не только, но и, и др. |
5. О и |
О и, или, либо, да(= и) |
Примечание: 1. Она хорошо танцевала, да и пела неплохо.
2. Разбудили меня ни свет ни заря.
• Рассмотрите схемы и вспомните правила о постановке запятых между однородными членами.
• Укажите значение союзов в таблице (пункты 3, 4 и 5). Назовите другие союзы той же группы (союзы в этом случае заносятся на классную доску после ответа учащихся).
• Вспомните обобщённую формулировку правила о постановке запятых между однородными членами (запятые между однородными членами предложения ставятся всегда, кроме одного случая, когда они соединены одиночными союзами и, или, либо, да (=и)).
• Придумайте предложения с союзами да, и.
• Приведите примеры фразеологических оборотов, в которых не ставится запятая. Придумайте с этими оборотами предложения.
• Придумайте и запишите предложения с однородными членами, составьте схемы расстановки знаков препинания в этих предложениях.
IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
1. Практическая работа
а) Прочитайте. Перепишите, расставляя знаки препинания и подчёркивая односоставные предложения. Укажите, к какому типу каждое относится. Определите стилистическую принадлежность связного текста. Аргументируйте свой ответ.
1) Манила свежесть тёплой прозрачной воды. Серёжу пот..нуло и..купаться. 2) В лесу тихо. 3) Где можно найти командира брон.. поезда? 4) Как солом..нку вышибло Павла из седла. 5) Как хоч.. тся пить. 6) Сегодня к нам из санитарного поезда пр..везли группу (тяжело)ран..ных. 7) Хлеб доставим ночью. 8) На этом пр..рываю записи. 9) В дверь постучали.
(Н. Островский)
б) Прочитайте, найдите однородные члены, обобщающие слова при них. Перепишите, расставляя знаки препинания. Какие значения вносят в предложения различные союзы при однородных членах? Составьте схемы 1, 3 и 5-го предложений.
1) Мы св..рнули п..латки взв..лили на себя рю..заки и пошли (К. Паустовский). 2) С востока наносило (н..)то ни..кие, чёрные тучи (н..)то холодный дым исполинского пожара (К. Паустовский). 3) На столе на полу на тесовой полочке всюду стояли и лежали книги (В. Солоухин). 4) Я (н..)вижу (н..)голубого неба (н..)синего моря. Шум холод и солёные брызги вот пока моя сфера! (И. Гончаров) 5) Иней подолгу лежал на скатах крыш и у колодца и на п..рилах б..лкона и на листве (А. Толстой).
2. Самостоятельная работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
Беседа (коммуникативный прием «микрофон»)
• Для чего служит словосочетание? предложение?
• Каковы отличительные признаки простого предложения?
• Расскажите об употреблении тире в простом предложении.
• Дайте характеристику односоставных предложений.
• Что вы знаете о постановке знаков препинания при однородных членах предложения?
VI. Домашнее задание
1. Повторить теоретический материал по теме урока.
2. Выполнить (письменно) упражнение по выбору учителя.