Все уроки Русского языка 9 класс
Развитие речи. Реферат по двум-трём источникам - ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-9 КЛАССАХ
Цели: познакомить учащихся с особенностями реферата как одного из видов письменного высказывания в научном стиле речи; формировать умение составлять реферат.
Оборудование: тексты статей для реферирования, таблица «Модель реферата научной статьи».
Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Беседа
• Каковы особенности научного стиля современного русского литературного языка?
• Какая лексика и синтаксис характерны для научного стиля речи?
• Какова сфера применения этого стиля речи?
III. Постановка целей и задач урока.
Мотивация учебной деятельности
Вы уже имеете представление о стилистических разновидностях речи. Сегодня на уроке, опираясь на знания и навыки, полученные в предыдущих классах, мы продолжим работу над составлением высказываний в научном стиле — формированием умения составлять реферат.
Цель научной речи — доказательное изложение научной информации, точное и строго логичное изложение мысли.
IV. Работа над культурой и развитием речи учащихся
1. Объяснение учителя: ознакомление с особенностями реферата как одного из видов письменного высказывания (с попутным конспектированием учащимися основных положений)
Реферат — это краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, статьи, результатов исследования какой-либо проблемы, итогов научной работы. Рефератом называют также доклад на определённую тему, включающий обзор соответствующих литературных источников.
Подготовка реферата включает такие этапы: сбор материала, написание текста. Сбор материала предусматривает конспектирование литературных источников по данной проблеме, выписывание необходимых цитат, организацию полученной информации. После того как материал собран, его перечитывают и составляют окончательный план, на основе которого пишется текст реферата. При необходимости проводится дополнительный сбор материала, чтобы каждый пункт плана был раскрыт полнее.
План реферата, как правило, состоит из трёх частей: введения, основной части и заключения. Во введении отмечается актуальность темы, место данной проблемы среди других, связанных с нею; раскрывается история вопроса; указывается, что не решено, а только решается современной наукой. Введение может содержать также краткий обзор используемой в реферате литературы. В основной части должны быть представлены в обобщённой форме основные положения реферируемой литературы по проблеме. В заключительной части формулируются общие выводы из всего сказанного, отмечается, какие вопросы удалось рассмотреть, намечается перспектива дальнейшей работы.
Важно, чтобы реферат был правильно оформлен. На титульном листе указывается, где выполнена работа, тема реферата, имя автора, год написания работы. Иллюстративный материал (диаграммы, чертежи, схемы) может быть включён прямо в текст или выполнен на отдельных листах. Ссылки на цитируемую или упоминаемую литературу оформляются по-разному: в виде сноски в конце страницы или в скобках после процитированного высказывания. В конце реферата, как правило, приводится список использованной литературы.
2. Формирование умения готовить реферат
а) Анализ лучших рефератов, подготовленных учащимися в предыдущие годы
Обращается внимание на их структуру, содержание каждой части.
б) Коллективное реферирование текстов на лингвистическую тему «Что такое хорошее устное выступление»
Прочитайте. Какие требования к устным выступлениям предъявляли известный учёный и замечательный оратор Е. Ярославский и один из известнейших русских учёных-юристов А. Кони?
Научись говорить без бумажки. Если тебе надо сделать большой доклад... можно и написать доклад, написать свою речь. Многие знаменитые ораторы. целиком записывали свои речи. Но произносили их устно, не по написанному. Можно составить подробный план или, лучше, краткий конспект речи. Можно только отметить несколькими строками главные вопросы, о которых надо сказать. Можно на отдельных листочках выписать цифры или необходимую для речи цитату... Но при всех условиях надо стараться обращаться к слушателю с живым словом, а не читать подряд написанное. Нет ничего утомительнее для слушателя, если оратор, не глядя на слушателей, читает, как пономарь, по написанному... А если еще речь длинная, то слушатели начинают с тоской думать: «Много ли ещё осталось оратору читать, скоро ли он кончит?»
(Е. Ярославский)
Чтобы лекция имела успех, надо: 1) завоевать внимание слушателей и 2) удержать внимание до конца речи. Привлечь (завоевать) внимание слушателей — первый ответственный момент в речи лектора, самое трудное дело. Внимание всех вообще... возбуждается простым интересным (интересующим) и близким к тому, что, наверно переживал и испытывал каждый. Значит, первые слова лектора должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны (должны зацепить внимание). Этих... вступлений может быть очень много: что-нибудь из жизни, что-нибудь неожиданное...
Чтобы найти такое начало, надо думать, взвесить всю речь и сообразить, какое из указанных выше... начал может подходить. Эта работа целиком творческая...
Вторая задача лектора — удержать внимание аудитории. Раз внимание возбуждено вступлением, надо хранить его, иначе перестанут слушать, начнётся движение и, наконец, появится та «смесь» тягостных признаков равнодушия к словам лектора, которая убивает всякое желание продолжать речь.
Удержать и даже увеличить внимание можно:
1) краткостью,
2) быстрым движением речи,
3) краткими освежающими отступлениями.
Краткость речи состоит не только в краткости времени, в течение которого она произносится. Лекция может идти целый час и всё-таки быть краткой; она же при 10 минутах может казаться длинной, утомительной.
Краткость — отсутствие всего лишнего, не относящегося к содержанию. что нарушает второе требование — быстрое движение речи вперёд. Речь должна быть экономной, упругой. Нельзя рассуждать так: ничего, я оставлю это слово, это предложение, этот образ, хотя они и не особенно важны. Всё неважное — выбрасывать, тогда и получится краткость, о которой Чехов сказал: «Краткость — сестра таланта». Нужно делать так, чтобы слов было относительно немного, а мыслей, чувств, эмоций — много.
(А. Кони)
— Составьте к текстам тезисы, для чего выделите в них смысловые части, определите главную мысль каждой части (что утверждает автор) и запишите основные положения каждой части. Для большей чёткости используйте цифровые обозначения. Составьте план реферата.
в) Самостоятельная работа над оформлением реферата
V. Домашнее задание
Закончить начатую на уроке работу над рефератом «Что такое хорошее устное выступление» (на основе статей Е. Ярославского и А. Кони).
Приложение к уроку
Модель реферата научной статьи
1. Вводная часть реферата |
В статье «...» Автор статьи Статья |
рассматриваются вопросы (проблемы, методы.) известный учёный, специалист в области. опубликована в. |
2. Тема статьи, её общая характеристика |
Тема статьи Статья посвящена Статья представляет собой |
... теме, проблеме, вопросу... обобщение, изложение, описание, анализ, обзор... |
3. Проблема статьи |
В статье Сущность проблемы |
речь идёт, говорится, рассматривается, даётся оценка (анализ, изложение, ...) сводится к..., заключается в..., состоит в... |
4. Композиция статьи |
Статья |
делится на... части (частей), состоит из ...частей, начинается с... |
5. Описание основного содержания |
Во введении В начале статьи Далее даётся общая характеристика В статье автор В основной части Также в статье |
формулируется, даётся определение... определяются, излагаются (цель, цели, задачи.) проблемы исследования, глав, частей статьи... ставит (затрагивает, освещает...) следующие проблемы; останавливается на..., касается..., анализирует, полемизирует. излагается, приводится аргументация в пользу чего-л., против чего-л., даётся обобщение чего-л. (научное описание)... затронуты и такие вопросы, как. |
6. Иллюстрация автором своих положений |
Автор В статье |
приводит цифры (данные, примеры), подтверждающие (иллюстрирующие) его положение; ссылается на цифры (данные), свидетельствующие о... проводится (даётся) сравнительный анализ чего-л., аргументированное изложение фактов. |
7. Заключение, выводы автора |
Автор В конце статьи В заключение автор В заключении Сущность вышеизложенного |
приходит к выводу, что...; подводит нас к заключению... подводятся итоги говорит (утверждает), что... говорится, что... сводится к... (следующему:.. ) |
8. Выводы и оценки реферата |
В итоге Таким образом, в статье Оценивая работу автора в целом Безусловной заслугой автора Основная ценность работы К достоинствам (недостаткам) работы Вызывает возражения (сомнения...) С теоретической (практической) точки зрения |
можно (необходимо, следует, хотелось бы) отметить (подчеркнуть, сказать...) нашло отражение, убедительно доказано, получили исчерпывающее освещение можно утверждать... является... состоит, заключается в... относятся, следует отнести (недостаточное освещение, невнимание автора к...) следующие утверждения (положения) Важно подчеркнуть, упомянуть, рассмотреть. |