Все уроки Русского языка 9 класс
Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи - СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ
Цели: дать понятие о сложных предложениях с разными видами союзной и бессоюзной связи; начать отработку пунктуационных навыков в предложениях данной структуры.
Оборудование: учебные тексты, таблица.
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
1. Проверка домашнего задания (фронтально)
2. Беседа (интерактивный прием «Микрофон»)
• В чем отличие сложного предложения от простого?
• На какие виды делятся сложные предложения?
• Какие предложения называются сложносочиненными, какие — сложноподчиненными? В чем сходство и различие между ними?
• Какие союзы связывают простые предложения в сложносочиненном и сложноподчиненном предложениях?
• Какие виды придаточных предложений бывают в сложноподчиненном предложении?
• Что вы знаете о постановке знаков препинания в сложном предложении с союзами?
• Чем отличается бессоюзное сложное предложение от сложного союзного?
• Какие знаки препинания ставятся в бессоюзном сложном предложении?
III. Постановка целей и задач урока.
Мотивация учебной деятельности
На предыдущих уроках мы ознакомились с союзными сложными предложениями (сложносочиненными и сложноподчиненными) и бессоюзными сложными предложениями.
В русском языке используются также комбинированные сложные предложения, т. е. такие, в которых сочетается связь сочинительная и подчинительная, союзная и бессоюзная. Например: Николаю очень нравилось учить меня, и он пользовался каждым удобным случаем, чтобы втиснуть в мой мозг что-нибудь необходимое, без чего я не мог жить (М. Горький).
Схема
I II
[ 1 ], и [ 2 ], ( 3 ), ( 4 )
Чтобы правильно понять смысл такого сложного предложения, нужно посмотреть, из каких частей оно состоит, потому что два, три или более тесно связанных по смыслу предложений могут составлять одну сложную часть.
IV. Изучение нового материала
1. Создание проблемной ситуации
Рассмотрите схемы предложений и определите, на каком основании они разделены на группы. Составьте предложения по этим схемам.
2. Ознакомление с таблицей (с комментариями учителя)
Сложные предложения с разными видами связи
Виды связи |
Примеры |
Сочинение и подчинение |
Нужно делать то, что делаешь, и тогда труд, даже самый грубый, возвышается до творчества (М. Горький) |
Сочинение и бессоюзная связь |
Оковы тяжкие падут, темницы рухнут, и свобода вас примет радостно у входа. (А. Пушкин) |
Подчинение и бессоюзная связь |
Борьба есть условие жизни: жизнь умирает, когда кончается борьба (В. Белинский) |
Сочинение, подчинение и бессоюзная связь |
Не изобразить словом, что почувствовал я тогда: было на душе и восторженно, и жутко, а потом все слилось в счастливую мысль (М. Горький) |
V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
1. Наблюдение над языковым материалом (запись на доске)
Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения А. Пушкина. Благодаря каким языковым средствам поэту удалось так ярко выразить удивительное состояние светлой печали?
На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой... Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.
Беседа
• Какую роль в тексте стихотворения выполняет сложное предложение с разными видами связи? Покажите при помощи схемы строение этого предложения.
• Какой знак препинания в сложном предложении с разными видами связи является авторским и как можно «расшифровать» его значение?
2. Практическая работа
Запишите текст, охарактеризуйте предложения, которые входят в него.
МИР ЧЕЛОВЕКА
Сильные и противоречивые чувства охватывают каждого, кто задумывается о будущем мира через 50 лет — о том будущем, в котором будут жить наши внуки и правнуки.
Эти чувства — удрученность и ужас перед клубком трагических опасностей и трудностей безмерно сложного будущего человечества, но одновременно надежда на силу разума и человечности в душах миллиардов людей, которая только одна может противостоять надвигающемуся хаосу. Это также восхищение и живейшая заинтересованность, вызываемые многосторонним и неудержимым научно-техническим прогрессом современности.
(А. Сахаров)
3. Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)
VI. Рефлексия. Подведение итогов урока
Фронтальная беседа (интерактивный прием «Микрофон»)
• Какие виды сложных предложений вы знаете?
• Что общего у бессоюзных сложных и сложносочиненных предложений? Чем они отличаются?
• Что вы знаете о сложных предложениях с разными видами связи?
VII. Домашнее задание
1. Выучить теоретический материал учебника по теме урока.
2. Выполнить (письменно) упражнение по выбору учителя.