Все уроки Русского языка 9 класс
Развитие речи. Чтение-понимание художественного текста. Составление письменного высказывания на основе прослушанного текста - СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Цели: продолжить работу по формированию умения слушания-понимания художественного текста, пересказа его содержания по самостоятельно составленному плану; совершенствовать умения использования в речи синонимические синтаксические конструкции; развивать речевые навыки по составлению письменного высказывания на основе прослушанного текста.
Оборудование: художественный текст.
Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Беседа
• Вспомните известные вам стили речи.
• Назовите области жизни, в которых используется научный стиль речи.
• Укажите задачи публицистического стиля.
• Перечислите основные виды высказываний художественного стиля.
• Назовите основания для выделения стилей речи.
III. Постановка целей и задач урока.
Мотивация учебной деятельности
Цель художественной речи — образное отражение действительности и эмоциональное воздействие на мысли и чувства читателя. Писатель мыслит образами. Анализируя действительность, он запечатлевает жизнь в картинах, в образах людей, типическое раскрывает в индивидуальном и конкретном.
С помощью слов автор рисует художественные образы, картины, используя художественно-образную речевую конкретизацию.
IV. Работа над культурой и развитием речи учащихся
1. Чтение текста (молча)
Тексты разложены на каждой парте.
ИВАНЫ, НЕ ПОМНЯЩИЕ РОДСТВА
Бабушкин дом я нашёл без труда, ни у кого не спрашивая. Странное состояние было у меня, когда я смотрел на него. Словно из другого мира, из другой жизни был этот дом. Даже не верилось, что я в нём жил, выбегал из калитки, куда-то мчался по своим мальчишечьим делам, смотрел из окна на дождь, засыпал и просыпался с великолепным чувством здоровья и беззаботности. Лишь один его вид вызывал столько воспоминаний о близких, кого уже нет в живых, что само собою стеснилось дыхание.
Новая хозяйка дома повела меня в летнюю комнату, чтобы показать икону, которую оставила ей моя бабушка.
— Этой иконой благословляли твою бабушку на брак,— сказала женщина.
Этого я совершенно не знал. Да и вообще, как всё же мало я знаю о своей родне. И не понимаю, как могло случиться, что у меня, да и только ли у меня, нет естественной любознательности к своим предкам. Спросил ли я у матери хоть раз, кто у неё был дед, кто бабушка? Знала ли она их? Как жили? Не спросил. И не знаю. И теперь уже никогда не узнаю.
«Мы — не Иваны, не помнящие родства» — одно время это изречение звучало довольно часто. И тогда действительно думалось, что «мы — не Иваны», и только теперь я понял, что я-то как раз и есть тот Иван, и не знающий, и не помнящий родства! И один ли я такой?
(По С. Воронину)
2. Выяснение понимания учащимися смысла текста;
толкование незнакомых слов и выражений из текста (странное состояние, другой мир, другая жизнь, беззаботность, стеснилось дыхание, случиться, изречение, довольно часто и др.)
3. Конструирование предложений
Продолжить (письменно) предложения так, чтобы в одном случае получилось простое предложение, осложнённое причастным оборотом; во втором — сложное предложение с зависимой частью, имеющей определительное или обстоятельственное значение. Пример
Новая хозяйка показала мне икону... (оставленную ей моей бабушкой; которую оставила ей моя бабушка).
1) При виде бабушкиного дома меня охватило странное состояние... 2) Многие из нас становятся Иванами, не помнящие родства... 3) К сожалению, мы мало знаем о своей родне... 4) Человек никогда не узнает о жизни своих предков... 5) Посещение родных мест вызывает воспоминания о близких.
У учащихся выясняется, когда уместно использовать каждый из вариантов синтаксических конструкций.
4. Сопоставительная работа с дополнительным заданием
Наблюдение над употреблением слов, различающихся значением числа в русском и украинском языках. Чтение русских сочетаний слов, перевод их на украинский язык. Составление (устно) с русскими сочетаниями предложений.
Посещение родного дома; покосившиеся от времени ворота; радость встречи с детством; стеснённая горечью утраты грудь.
5. Орфоэпический практикум
Отработка произношения слов, имеющие разные варианты ударения. Чтение вслух данных рядов кратких имён прилагательных (запись на доске).
Далёк — далеки — далёки; глубок — глубоки — глубоки; мил — милы — милы; свеж — свежи — свежи; чист — чисты — чисты.
6. Составление с некоторыми краткими прилагательными, имеющими форму множественного числа, сочетаний слов; запись в тетради, выразительное чтение вслух
7. Самостоятельная работа по составлению плана к тексту С. Воронина
8. Пересказ содержания текста (2—3 учащихся) на основе вспомогательного материала (плана, слов, сочетаний слов и предложений, проработанных на уроке)
9. Работа в группах
Коллективное придумывание продолжения исходного текста (подготовить ответ на вопрос, поставленный автором в конце произведения — «И один ли я такой?»). Учащиеся решают, какие аргументы и факты из собственной жизни необходимо привести для того, чтобы доказать, что большинство из нас не интересуются историей своих предков; подбирают цепочку ключевых слов, намечающих ход рассуждения; прорабатывают их произношение и правописание.
10. Устные выступления представителей группы со своими вариантами продолжения исходного текста
11. Запись составленных высказываний в тетради
V. Домашнее задание
Закончить начатую в классе работу по составлению письменного высказывания на основе прочитанного ранее текста.