Все уроки Русского языка 9 класс
Развитие речи. Устное высказывание на лингвистическую тему - СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Цели: ознакомить учащихся с особенностями развернутого высказывания на лингвистическую тему; формировать умение строить такие высказывания.
Оборудование: раздаточный материал.
Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Беседа
• Какова особенность научного стиля речи?
• Каково его применение?
• Какие средства языка характерны для научного стиля речи?
• В чём особенность высказывания на лингвистическую тему?
III. Постановка целей и задач урока.
Мотивация учебной деятельности
Над устным ответом на лингвистическую тему вы работали в предыдущих классах. В 9-м классе специальный урок для работы над развёрнутым устным высказыванием отводится в связи с окончанием изучения вами курса русского языка.
Вам предлагается тема, требующая широкого обобщения. Особое внимание уделим культуре устного ответа. Итак, тема развёрнутого устного высказывания — «Сложное предложение с союзной связью».
IV. Работа над культурой и развитием речи учащихся
1. Объяснение учителя
По форме развёрнутый ответ на лингвистическую тему — это небольшое связное рассуждение в научном стиле речи с обоснованием, наличием иллюстративного материала, расположенного последовательно и связанного интонационно или с помощью нужного слова. В нём выделяется тезис (то, что доказывается) и объяснение (доказательство).
В доказательной части ответа можно выделить пример и его объяснение.
По характеру систематизации материалов выделяют три типа ответов: 1) анализ одного языкового явления (описательная характеристика); 2) анализ группы явлений (обобщающая характеристика); 3) сравнение нескольких явлений (сравнительная характеристика). Они различаются определённой структурой, соответствующими средствами выражения.
2. Подготовительная работа по составлению устного развёрнутого высказывания на лингвистическую тему
а) Определите, какие из данных тем («Правописание н и нн в словах разных частей речи», «Грамматические признаки имён существительных и прилагательных», «Предложение как основная синтаксическая единица». «Написание безударных гласных в корне слова», «Предлог и союз — служебные части речи», «Причастие как форма глагола») требуют: 1) обобщающей характеристики, 2) сравнительной характеристики, 3) описательной характеристики.
б) Прочитайте ответ ученика на вопрос «В чём отличие сложного предложения от простого?». Какие недостатки в этом ответе? Простое предложение имеет одну грамматическую основу. Например: Витя пошёл в кино. Сложное предложение имеет две или несколько грамматических основ. Например: Витя пошёл в кино, а Толя пошёл в театр.
в) Прочитайте составленный учеником план на тему «Сложноподчинённое предложение». В чём вы видите недостатки этого плана? Составьте свой план на ту же тему и подготовьте по нему устный ответ.
План
1) Что такое сложноподчинённое предложение?
2) Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.
3) Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными.
4) Сложноподчинённые предложения с придаточными степени и образа действия.
5) Сложноподчинённые предложения с придаточными следствия, цели, сравнительными.
6) Сложноподчинённые предложения с придаточными времени.
7) Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, уступки.
г) Словарно-семантическая работа: в отличие от, различие между ними состоит в том, сходство между ними заключается в том; в качестве примера, например, к примеру, примером может служить, значит, следовательно, таким образом; во- первых, во-вторых, кроме того, вместе с тем.
д) Работа над усвоением норм русского литературного языка:
1) ударение в словах изложенный, приведённый; 2) правильное употребление предлогов в словосочетаниях связаны по смыслу (не за смыслом), отличие одного от другого (не между одним и другим), различие между ними (не различие одного от другого).
3. Формирование умения составлять устное развёрнутое высказывание на лингвистическую тему
а) Фронтальный опрос — повторение основных сведений о сложном предложении с союзной связью
• В чём отличие сложного предложения от простого?
• На какие виды делятся сложные предложения?
• Какие предложения называют сложносочинёнными, какие — сложноподчинёнными? В чём сходство и различие между ними?
• Какие союзы связывают простые предложения в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях?
• Какие виды придаточных предложений бывают в сложноподчинённом предложении?
• Что вы знаете о постановке знаков препинания в сложном предложении с союзами?
б) Работа над составлением плана устного лингвистического высказывания (работа в парах)
Сложное предложение с союзной связью
Примерный план
1) Деление предложений на простые и сложные, различия между ними.
2) Связь между простыми предложениями в составе сложного.
3) Сложные предложения с союзами и без союзов; деление сложных предложений с союзной связью на сложносочинённые и сложноподчинённые, их определение.
4) Сходство и различие между сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями.
5) Сложносочинённые предложения с различными видами сочинительных союзов.
6) Главное и придаточное предложения в сложноподчинённом:
а) различие между ними;
б) место придаточного по отношению к главному;
в) союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении;
г) виды придаточных предложений.
7) Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.
8) Знаки препинания в сложных предложениях с союзами.
в) Ознакомление с основными требованиями к устному лингвистическому ответу (карточки разложены на каждой парте)
Ответ должен чётко соответствовать поставленному вопросу, полно раскрывать тему; быть правильным с точки зрения излагаемых лингвистических сведений; содержать необходимый иллюстративный материал (все положения должны подтверждаться примерами с их кратким анализом); представлять собой связное высказывание — текст.
г) Слушание ответов по отдельным пунктам плана и краткое обсуждение этих ответов
Примерный фрагмент высказывания
В русском языке, как и в украинском, предложения по своему строению делятся на простые и сложные. Простые предложения имеют одну грамматическую основу. В отличие от простого, сложное предложение состоит из таких частей, каждая из которых по своему строению напоминает простое предложение и имеет свою грамматическую основу. Например, в предложении Терпенье и труд всё перетрут одна грамматическая основа (однородные подлежащие терпенье и труд, сказуемое — перетрут), значит, это простое предложение. Примером сложного предложения может служить такое: Труд человека кормит, а лень портит. В нём две части, в каждой из этих частей — своя грамматическая основа: первая часть — труд человека кормит с грамматической основой труд кормит, вторая часть — лень портит, представляющая собой грамматическую основу. Таким образом, сложное предложение состоит всегда из двух или нескольких простых, связанных между собой в единое целое по смыслу и с помощью интонации. Кроме того, для связи простых предложений в составе сложного могут использоваться союзы. Такие предложения и относятся к сложным предложениям с союзной связью. Примером может служить приведенное сложное предложение, в котором простые связаны по смыслу (они противопоставляются), с помощью особой интонации и противительного союза а.
V. Домашнее задание
По составленному на уроке плану подготовить развёрнутое устное лингвистическое высказывание на тему «Сложное предложение с союзной связью».