Развитие речи. Текст. Структура текста (обобщение и систематизация). Урок-практикум - СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Все уроки Русского языка 9 класс

Развитие речи. Текст. Структура текста (обобщение и систематизация). Урок-практикум - СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цели: совершенствование умений текстовосприятия и текстообразования; закрепить умения правильно составлять высказывание, соблюдая соразмерность его строевых частей.

Оборудование: раздаточный материал, учебные тексты, словари.

Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап


II. Актуализация опорных знаний

Беседа

• Что такое текст?

• Что называется основной мыслью текста?

• Почему важно уметь строить текст?

• Каковы средства связи предложений в тексте?


III. Постановка целей и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

Отдельно взятое предложение обычно не существует само по себе. Смысловыми нитями связывается оно с предшествующим и последующим предложениями. Прочнее всего объединяется оно с соседними, близлежащими. Но и более отдаленные предложения вступают с ним в содержательный контакт.

Сложное синтаксическое целое выделяется не только в художественном тексте. Всякая связная речь оформляется обычно в виде тесных объединений нескольких предложений.


IV. Работа над культурой и развитием речи учащихся

1. Совершенствование умения видеть смысловые отрезки и значения в тексте

Работа с текстами, записанными на доске

а) Отчего так опустело небо? Нет в нем острокрылых ласточек. Пустыми остались скворечники. Лесные птицы тоже собираются в предотлетные стаи.

Задание

• Прочитайте запись. Докажите, что это текст.

• Из каких элементов состоит этот текст? Прочитайте их, обозначьте их границы черточками.

• Почему именно на такие отрезки разделен текст?

• Можно ли разделить текст по другому? Почему нельзя?

• Сравните интонацию, с которой произносится каждое предложение.

• Каким графическим средством на письме обозначается завершенность каждого отрезка (предложения)?

Вывод. Текст делится на отдельные смысловые отрезки, обладающие смысловым значением и особой интонацией, а на письме они обозначаются знаками препинания.


б) Отчего так опустело небо? Нет в нем острокрылых ласточек, стрижей, полевых жаворонков. И скворцы заторопились в теплые края, поэтому пустыми остались уютные скворечники. лесные птицы тоже собрались в предотлетные стаи, чтобы отправиться в дальний путь.

Задание

• Прочитайте второй текст. Назовите в нем смысловые отрезки текста. Обозначьте границы смысловых отрезков черточками.

• Чем второй текст отличается от первого?

• Прочитайте те отрезки предложений, которые вносят новый смысл в предложения.

• Найдите в тексте отрезки предложений, равные слову, словосочетанию, простому предложению.

• Где располагаются эти отрезки в предложениях?

• Выразительно прочитайте второй текст, сравните интонацию смысловых отрезков. Как произносятся эти смысловые отрезки в предложении?

• Как смысловые отрезки предложений обозначаются на письме? Вывод. В предложениях есть отрезки, имеющие дополнительный смысл и особую интонацию, а на письме они обозначаются знаками препинания. Смысловой отрезок текста равен предложению. Смысловой отрезок предложения может быть равен слову, словосочетанию, ряду слов, предложению.


Работа с карточками

Задание

• Прочитайте текст. Найдите в нем смысловые отрезки текста и предложения. Обозначьте границы смысловых отрезков текста черточками, границы смысловых отрезков предложения волнистой линией.

ОСЬМИНОЖЕК

Завел я маленького осьминожка: он с рыбой в сетях запутался. Посадил я осьминожка в банку от варенья, а банку поставил на стол. Так и жил у меня в банке осьминожек. Я что-нибудь делаю, а он за камушком притаится и за мной поглядывает. Камушек серый, и осьминожек серый. Солнцем его осветит — желтым станет. Это он так маскируется (По Г. Снегиреву).

• Запишите текст, дополнив его смысловыми отрезками, данными в материалах для справок.

На предрассветном небе еще не погасли звезды. Подул утренний ветерок. Звонко запели птицы. Из-за леса выкатился огненный шар. Все веточки потянулись к солнцу.

Материал для справок: травинки; а на востоке уже заалело; приветствуя зарю; и тихо-тихо закачались деревья.


2. Выполнение упражнений, направленных на осознание структуры текста, отработку умения правильно составлять высказывание, соблюдая соразмерность его строевых частей (зачина, основной части, заключения)

а) Прочитайте. Найдите вступительную часть текста. Можно ли по этой части предположить, что будет дальше? Назовите основную и заключительную части. О чем идет речь в каждой из них? В какой части подводятся итоги всему сказанному?

ЛЕСНОЙ ОРКЕСТР

На утренних и вечерних зорях все лесные жители поют и играют, кто на чем и как умеют. Тут услышишь и звонкие голоса, и скрипку, и барабан, и флейту, и лай, и кашель, и вой.

Звонкими, чистыми голосами поют зяблики, соловьи, певчие дрозды. Свистят жуки и кузнечики. Барабанят дятлы. Свистят флейтой иволги и маленькие дрозды-белобровики.

Никто не смущается, если у него нет голоса. Каждый выбирает себе музыкальный инструмент по своему вкусу.

Дятлы отыскивают звонкие сухие сучья. Это у них — барабан. А вместо палочек у них — отличный крепкий нос.

Рыжая цапля-выпь ткнет свой длинный клюв в воду да как дунет в него! Бултыхнет вода, по всему озеру гул, словно бык пролетел.

А бекас, тот даже хвостом умудряется петь: взовьется ввысь да вниз головой оттуда с распущенным хвостом. В хвосте у него ветер гудит — ни дать ни взять барашек блеет над лесом.

Вот какой оркестр в лесу.

(В. Бианки)

Как вы думаете, удалось ли автору передать звучание «лесного оркестра»? С помощью каких слов он это сделал? Составьте по этому поводу три-четыре связанных между собой предложения. Запишите.


б) Прочитайте текст. О чем говорится в нем? Сформулировано ли в тексте положение, которое раскрывается? Составьте письменный пересказ данного текста, дополните его вступительной частью (зачином). Попробуйте сформулировать его так, чтобы постепенно перейти к основной части. Учитывайте при этом содержание основной части и заключения.

ПОСЕЩЕНИЕ ТЕАТРА

Верхнюю одежду нужно оставить в гардеробе, а потом пройти в зрительный зал. Теперь найди нужный ряд, повернись к уже сидящим там зрителям лицом, а не спиной и пройди на свое место. Вежливая улыбка на твоем лице будет означать, что ты просишь прощения за беспокойство.

Соблюдай тишину. Отложи до антракта все, что тебе хочется сказать. Не ешь во время спектакля, не шелести бумажками, не шепчись. Это мешает зрителям и актерам.

По окончании представления не срывайся с места. Сначала надо поблагодарить аплодисментами актеров. Ведь они не умчались после последней реплики за кулисы, а склонились в поклоне, прощаются с тобой. Будь и ты вежлив.

Только после такого посещения театра можно получить настоящее удовольствие.

(Из «Календаря школьника»)

Примечание. Вступительная часть к данному тексту может быть такой: «Посещение театра — это праздник для каждого человека. Но к нему нужно тщательно подготовиться, привести себя в порядок и следовать принятым правилам».


в) Составьте из данных частей текст. Сначала найдите ту часть, которая как бы подготавливает читателя к тому, что будет дальше. Затем расположите в нужной последовательности части, служащие раскрытию положения, которое заключено в зачине (вступительной части).

У данного высказывания нет заключительной части. Какой, по- вашему, она могла бы быть — подводящей итог сказанного или содержащей оценку? Составленный текст запишите.

СКАЗОЧНАЯ КНИГА

I

На синем фоне переплета — огромный гусь с хитроватым, умным взглядом. И шагающие друг за другом карлики в красных колпаках. В руках у карликов лучистые фонарики наподобие маленьких солнышек.

II

Наконец, хочется отметить развороты книги. Они тоже солнечного цвета и в «живых» орнаментах.

III

Недавно мне подарили прекрасную книгу «Золотой гусь» — сказки братьев Гримм. Художница Ольга Кондакова оформила эту книгу с любовью.

IV

Форзац тоже цвета солнца. И по краям — орнамент. Знаете, какой? Из фигурок человечков и животных.

Примечание для учителя. Порядок расположения частей в исходном тексте — III, I, IV, II.

Заключительная часть к данному тексту может иметь оценочный характер: «Вот обладателем какого чуда я стал. “Золотой гусь” — сказочная книга!»


3. Комплексная работа с текстом

а) Прочитайте рассказ. Озаглавьте его. Определите стиль текста.

Найдите слова, употребленные в переносном значении.

Запишите текст. Произведите синтаксический разбор сложных предложений.

Как-то весной я пришел в лес рано утром. Солнце только что встало, и мощный птичий хор приветствовал его. И вдруг среди знакомых звуков леса я услышал какие-то странные, непонятные, незнакомые. Доносились они из кустов. Это явно была песня. Но такой я еще никогда не слышал. Она начиналась с глухого урчания и постепенно доходила до высокого хриплого повизгивания. Потом она неожиданно оборвалась — сменилась громким щелканьем и пыхтеньем, а после небольшого перерыва все началось сначала. Я осторожно подошел к кустам, приготовившись к самому неожиданному. И все-таки, что увидел, поразило меня. Под кустом, прижавшись носами друг к другу, сидели два ежа. Они-то и пели песню!

(О. Дмитриев)

Задание

• Определите, каким типом речи является данный текст.

• Какие средства связи между предложениями используются в тексте?

• Сформулируйте самостоятельно задания, направленные на повторение орфографии.

• Подберите синонимы к словам странный, осторожно, неожиданный, поразить, как-то, вдруг, мощный.


б) Запишите текст, подчеркните грамматические основы предложения. Озаглавьте текст, составьте его план.

...Он стал известен России после того, как в горькие дни кончины Пушкина написал стихотворение «На смерть поэта», проникнутое скорбью о погибшем и гневом против виновников его безвременной гибели. Десятки, сотни рукописных копий этого стихотворения, выразившего горе всей России, тотчас же распространились по всей стране.

А спустя всего несколько месяцев, в основанном Пушкиным журнале «Современник» было напечатано стихотворение Лермонтова «Бородино», гениально завершившее одну из заветных тем Пушкина о «великом дне Бородина»!

Это стихотворение поразило современников единственным в своем роде соединением поэтического образа и документальности.

Еще живы были герои — участники этого беспримерного сражения, и они не могли указать в «Бородине» ни одной ошибки против действительности. Даже те строки, которые с первого взгляда могут показаться обычным художественным обобщением, на поверку оказываются точным фактом. Например, Лермонтов пишет: «И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой». «Тысячи орудий» — не только поэтический образ. Действительно, в Бородинском сражении артиллерия с обеих сторон насчитала около тысячи орудий. Точнее, орудий было 1227, но 200 из них в течение всей битвы оставались в дальнем резерве и не произвели ни одного выстрела.

Столь же документально точно написано все стихотворение.

(А. Сизов)

Задание

• Подберите синонимы к словам скорбь, кончина, безвременный, беспримерный, столь, битва.

• Определите стиль текста, докажите свое мнение.

• Найдите в тексте заимствованные слова, определите с помощью словаря, из какого языка они заимствованы.

• Перескажите текст.






Для любых предложений по сайту: [email protected]