Все уроки Русского языка 9 класс
Основные виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными - СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Цель: дать общее представление обо всех видах придаточных предложений в сложноподчинённом; познакомить со сложноподчинёнными предложениями с придаточными определительными; показать особенности структуры этих предложений; совершенствовать учебно-языковые и пунктуационные навыки.
Оборудование: учебные тексты, раздаточный материал.
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
1. Слушание 2—3 рассказов о сложноподчинённом предложении
2. Практическая работа
• Запишите пословицы, докажите, что они представляют собой сложноподчинённые предложения.
Больше той любви не бывает, когда друг за друга погибает.
Человек познаётся по его языку, как плохой орех по своей лёгкости.
Чем дальше в лес, тем больше дров.
Куда ветер дует, туда клонится и колос.
И лес шумит дружней тогда, когда деревьев много.
Коротко и ясно, оттого и прекрасно.
• Выразительно прочитайте записанные пословицы, соблюдая интонацию сложноподчинённого предложения.
• Объясните смысл одной из пословиц. Составьте по ней небольшой рассказ (4-5 предложений).
III. Постановка целей и задач урока.
Мотивация учебной деятельности
Работа над структурой и семантикой сложноподчинённого предложения преследует сугубо практические цели — вооружить вас навыками грамотного письма (в том числе в пунктуационном и речевом отношении) и обогатить вашу речь.
Сегодня на уроке мы познакомимся с основными группами придаточных предложений, выясним, каковы особенности структуры сложноподчинённых предложений с придаточными определительными.
IV. Изучение нового материала
1. Ознакомление с теоретическим материалом учебника.
2. Коллективная работа над составлением схемы строения сложноподчиненного предложения с придаточным определительным
Примечание. Знак ± показывает необязательность указательного слова.
V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
1. Практическая работа сопоставительного характера
Учащиеся сопоставляют сложное предложение с придаточным определительным, с простым, включающим одиночное определение, которое можно распространить и заменить придаточным определительным.
а) Данные предложения разобрать по членам предложения, распространить определение, заменить его придаточным определительным. Как изменится смысл предложения?
Образец: Только мыслящий художник может создавать талантливые произведения. Только глубоко мыслящий художник может создавать талантливые произведения. Только художник, который глубоко мыслит, может создавать талантливые произведения.
Аромат цветущей сирени наполнял воздух. Построенный корабль был спущен на воду. Незаконченная работа напоминала о невыполненном обещании. Книга рассказывала о неисследованных районах.
б) Придаточное предложение заменить обособленным определением.
Флаги, которые развевались над домами, придавали городу праздничный вид. Буря, которая налетела внезапно, повалила старую ель. Книга, которую нам рекомендовали, очень понравилась. Цех, который сейчас строится, будет самым современным на нашем заводе.
в) Заменить приложение придаточным определительным, и наоборот.
Весной 1823 года А. С. Грибоедову, который служил чиновником по дипломатической части, разрешили приехать из Персии в Москву. Софье Ковалевской, которая была первой в мире женщиной — математиком, не разрешили преподавать в университетах России. Великим русским ученым Дмитрием Менделеевым, который был отцом современной химии, точно предсказано существование элементов, открытых уже в наши дни. Для итальянца Растрелли, известного архитектора, Россия стала второй родиной. Архимед, который был величайшим математиком и физиком древности, жил в Греции.
Комментарий для учителя
Учащиеся не всегда правильно строят сложноподчиненные предложения с придаточными определительными, так, например, одно и то же существительное они поясняют придаточным предложением и причастным оборотом. Для предупреждения подобных ошибок можно рекомендовать следующее упражнение.
г) Найти ошибки в построении предложений и исправить их. Струи фонтана, которые искрились на солнце, и бившие, казалось, в самое небо, освежали воздух. Огромная туча, которая медленно двигалась и покрывающая небо, заставила нас отказаться от прогулки. Луга, на которых еще не скосили сено и сохранявшие чудесный аромат, расстилались кругом. Дом, который заканчивали строить, выросший на нашей улице за несколько месяцев, скоро будет заселяться. Занятия, которые проводил с нами новый учитель физкультуры, очень интересовавшие ребят, я посещал аккуратно.
2. Работа с упражнениями учебника ( по выбору учителя )
VI. Рефлексия. Подведение итогов урока
Фронтальная беседа с использованием интерактивного приема «Микрофон»
• Какое предложение называется сложноподчинённым?
• Назовите группы сложноподчинённых предложений по значению.
• На какие вопросы отвечают придаточные определительные?
• Приведите примеры сложноподчинённых предложений с придаточными определительными.
• Используя данное начало, постройте сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.
Я хочу рассказать о городе, (каком?)...
Я недавно прочитал книгу, (какую?)...
Я люблю смотреть фильмы, (какие?)...
VII. Домашнее задание
1. Выучить теоретический материал по теме урока.
2. Выполнить (письменно) упражнение по выбору учителя.