Все уроки Русского языка 9 класс
Строение сложноподчинённого предложения. Особенности присоединения придаточных предложений к главному - СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Цель: углублять знания о сложноподчинённом предложении; формировать умения находить и определять границы простых предложений в составе сложноподчинённого; совершенствовать языковые и пунктуационные навыки.
Оборудование: учебные тексты, раздаточный материал.
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Наблюдение над языковым материалом (запись на доске)
Одним из величайших художников, которые стали гордостью отечественной культуры, был Федор Васильев. Он умер двадцати трех лет от роду, когда в его душе теснились все новые и новые замыслы. Когда он брался за карандаш, для него исчезало все, кроме того мотива, который он переносил на бумагу.
Васильев жил теми же чувствами и настроениями, что и все лучшие художники той поры. Он писал картины, изображающие неприхотливый деревенский пейзаж, убогие хижины, грязные дороги. Но художник сознавал, что все эти уголки полны прелести, понятной и близкой простым людям.
...Костер не успел разгореться. Но свет, сияющий в полотнах художника, не угас, потому что красота, гармония, природа вечны, как вечна сама жизнь.
(По Э. Кузнецовой)
Задание
• Выразительно прочитайте текст. Укажите сложноподчиненные предложения и обратите внимание, с какой интонацией они произносятся с главным.
• Найдите придаточные предложения и укажите, как они связываются с главным.
• Объясните знаки препинания в сложноподчиненных предложениях.
III. Постановка целей и задач урока.
Мотивация учебной деятельности
При изучении сложноподчинённых предложений очень важно научиться видеть структуру предложения, т. е. определять весь набор элементов, с помощью которых построено данное предложение. Развитие этого умения имеет определяющее значение для усвоения пунктуации сложноподчинённого предложения. Давайте убедимся в этом на практике.
IV. Изучение нового материала
1. Ознакомление с порядком синтаксического разбора сложноподчинённого предложения (с комментариями учителя)
Инструкции разложены перед каждым учеником.
Порядок синтаксического разбора сложноподчинённого предложения
• Предложение сложное, союзное, сложноподчиненное.
• Указать главное и придаточное предложения.
• К чему относится придаточное предложение (к слову, словосочетанию или ко всему предложению)?
• На какой вопрос отвечает придаточное предложение?
• Определить тип сложноподчиненного предложения.
• Отметить средства связи (союзы, союзные слова, указательные слова и т. д.).
• Указать место придаточного предложения, знаки препинания.
• Разобрать главное и придаточное предложения как простые предложения.
Образцы разбора сложноподчиненных предложений
а) Все очевидцы говорят, что Шмидт и матросы шли на казнь величественно и спокойно (К. Паустовский).
Это предложение сложное, союзное, сложноподчиненное, состоит из главного Все очевидцы говорят и придаточного что Шмидт и матросы шли на казнь величественно и спокойно; придаточное относится к слову главного говорят (распространяет сказуемое главного предложения говорят, выраженное глаголом со значением речи), отвечает на вопрос говорят о чем? и является придаточным изъяснительным (это сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным); придаточное прикрепляется (присоединяется) к изъясненному слову союзом что, стоит после главного и отделяется от него запятой.
б) (Оттого что) солнечные дни все время перемежались с дождями, деревья в этом году умирали царственно (Г. Николаева).
Это предложение сложное, союзное, сложноподчиненное, состоит из главного Деревья в этом году умирали царственно и придаточного оттого что солнечные дни все время перемежались с дождями; придаточное относится ко всему главному предложению, отвечает на вопрос почему, отчего деревья в этом году умирали царственно? Это сложноподчиненное предложение с придаточным причины; придаточное прикрепляется (присоединяется) к главному союзом оттого что, стоит перед главным предложением и отделяется от него запятой.
2. Ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока
V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
1. Практическая работа
а) Отработка навыка выделения границ главного и придаточного предложений
Переделать предложения так, чтобы главное было придаточным, а придаточное главным. Проследить, как меняется смысл предложения.
Образец: Дача, которую мы сняли на лето, расположена в очень красивом месте. Мы сняли на лето дачу, которая расположена в очень красивом месте.
Новые станки, которые мы увидели на заводе, нас очень заинтересовали. В парке росли такие цветы, которых я еще никогда не видел. Нашей прогулке едва не помешал дождь, который начал накрапывать. Зрелище, которое я увидел впервые, поразило меня.
б) Особенности присоединения придаточных предложений к главному
Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Определите, к чему относится придаточное предложение — к слову главного предложения или ко всей главной части.
1) Так дошли они до той избы где стоял Дубов (А. Фадеев). 2) Ночь была такая что даже осины замерли не трепетали листьями (В. Арсеньев). 3) Герасим остался неподвижным скрестив могучие руки у Муму на спине между тем как лодку волной относило помаленьку назад к берегу (И. Тургенев). 4) Если наши дети хотят быть людьми в самом деле образованными они должны приобретать образование самостоятельными занятиями (Н. Чернышевский). 5) Чтобы не терять попусту времени я решил сейчас же поговорить с ним (Б. Полевой).
в) Анализ сложноподчинённых предложений
Проанализируйте сложноподчиненные предложения. Определите главную и придаточную части, тип придаточного и средства связи (союз или союзное слово). Объясните расстановку знаков препинания. Укажите, к чему относится придаточная часть — к слову, словосочетанию или ко всему главному предложению. Обратите внимание на наличие указательных слов в главной части, объясните их роль в структуре сложного предложения.
1) Морозка, перегнувшись через перила, смотрел, как бегут меж лодок белые кружочки пены. 2) Стояла глубокая ночь, тишину которой прерывали только звуки дальних и ближних боев (А. Фадеев). 3) Талант имеет то драгоценное свойство, что не может лгать (И. Гончаров). 4) Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости (К. Паустовский). 5) В густой, буйной траве, там, где дрожат, переливаясь и вспыхивая разноцветными огнями, бриллианты крупной росы, степь весело пестреет цветами (А. Куприн). 6) Когда выжгло степь, серая, она растекалась, как пересохшая кожа (К. Федин). 7) Тишина, стоявшая в низкорослом полесье, встретила нас, как только мы выехали за ворота усадьбы (К. Паустовский). 8) Канонада звучала часто и напряженно, будто кто-то ворочал тяжелые булыжники. (Б. Полевой).
2. Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)
VI. Рефлексия. Подведение итогов урока
Фронтальная беседа (интерактивный прием «Микрофон»)
• Дайте определение сложноподчинённого предложения.
• Из каких частей состоят сложноподчинённые предложения?
• Как отличить подчинительные союзы от союзных слов?
• Расскажите о роли указательных слов в сложноподчинённых предложениях.
• Каковы особенности присоединения придаточных предложений к главному?
VII. Домашнее задание
Составить связной рассказ о сложноподчинённом предложении по плану (свой рассказ подтвердить примерами из художественных произведений):
План
1) Определение сложноподчинённого предложения.
2) Строение сложноподчинённого предложения.
3) Место придаточного в сложноподчинённом предложении.
4) Средства связи.
5) Роль указательных слов.
6) Пунктуация в сложноподчинённом предложении.