Все уроки Русского языка 9 класс
Сложное предложение и его признаки. Основные виды сложных предложений - СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Цели: углубить, систематизировать полученные ранее учащимися сведения о сложном предложении, полученные в 5 классе; ввести новые понятия о видах сложных предложений; ознакомить со средствами связи простых предложений в составе сложного; совершенствовать языковые и пунктуационные навыки.
Оборудование: учебные тексты, схемы, рисунки по теме урока, репродукция картины И. Левитана «Берёзовая роща».
Тип урока: урок изучения нового материала.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Беседа
• Что вы знаете о сложном предложении?
• В чём отличие сложного предложения от осложнённого?
• Чем может быть осложнено предложение?
III. Постановка целей и задач урока.
Мотивация учебной деятельности
Представьте себе несколько отдельных домиков. Можно ли, не меняя формы, объединить их в один большой дом? Нет, у объединённого дома общая крыша, несколько общих стен и т. д. Так и сложное предложение не просто включает в себя несколько простых, но и объединяет их в одно целое. Вот сложное предложение: Я взял высоту с первой попытки, мой соперник — со второй. В нём есть общая «крыша» (смысловая и интонационная законченность) и общие «стены» (общими становятся члены предложения взял, высоту, попытки, поэтому они не повторяются дважды).
В арифметике 1+1 всегда даёт 2, а вот сложное предложение богаче по содержанию объединившихся простых предложений.
IV. Изучение нового материала
1. Объяснение учителя
а) I блок. «Лингвистическая миниатюра»
На схемах (см. след. стр.) показаны типы сложных предложений: сложносочинённого, сложноподчинённого и бессоюзного. Эти же типы символически изображены на рисунках. Нам предстоит разобраться, какому типу соответствует каждый рисунок.
Известно, что в сложносочинённых предложениях равноправные части связаны с помощью сочинительных союзов. Видите на первом рисунке в поводке сочинительный союз и? Кроме того, мальчик не ведёт собаку, а они гуляют как равные. Это символ сложносочинённого предложения (Я иду на прогулку, и Верный гуляет со мной).
В сложноподчинённых предложениях одна часть является зависимой и подчинена главной с помощью подчинительных союзов. На втором рисунке в поводок включён подчинительный союз если, а собака вынуждена подчиняться хозяину. Это символ сложноподчинённого предложения (Если Верный не хочет гулять, я его всё-таки веду).
Бессоюзные предложения состоят из частей, связанных интонацией и по смыслу, но без союзов. На нижнем рисунке мальчик и собака идут вместе свободно, не связанные поводком. Это символ бессоюзного предложения (Я иду на прогулку, Верный гуляет со мной).
б) II блок. Составление схемы с попутным объяснением
в) Ознакомление с теоретическим материалом учебника
V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
1. Наблюдение над языковым материалом (тексты разложены на каждой парте)
«БЕРЁЗОВАЯ РОЩА» И. И. ЛЕВИТАНА
Горячий летний день. маленький лесной уголок. много солнца, света и тепла.
Стволы деревьев ослепительно белеют в тех местах, где на них падают проникшие сквозь густую листву жаркие солнечные лучи. Тёмные пятна на коре берёз в блеске этих лучей кажутся совсем золотыми. листья то скрыты в тени, то щедро залиты светом. лучи солнца, пронизывая местами густые кроны, падают на сочную траву, и здесь она особенно яркая. Главное в картине — игра ослепительного света в зелёной роще, которую так мастерски передал художник. Искрится, дрожит, прячется и снова возникает этот удивительно радостный свет. Бегают по стволам берёз, в кружеве листвы, в траве весёлые солнечные зайчики.
Вглядываешься в пейзаж и видишь: перед тобой подлинная природа. Ощущаешь даже аромат трав, слышишь негромкий шум листьев, видишь верхушки берёз и горячее небо над ними.
(По Т. Ржевусской)
Задание
• Сформулируйте тему и основную мысль текста.
• Назовите сложные предложения, их типы и средства связи между простыми предложениями в составе сложного.
2. Практическая работа
а) Составьте по данным схемам предложения и запишите их. Выделите в предложениях грамматические основы.
1) [Определённо-личное], и [двусоставное].
2) [Двусоставное], и [определённо-личное].
3) [Двусоставное], и [двусоставное].
4) [Двусоставное], и [безличное].
5) [Определённо-личное], и [определённо-личное].
6) [Безличное], и [безличное].
7) [Неопределённо-личное], и [двусоставное].
8) [Назывное], и [безличное].
б) Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Назовите виды простых предложений, входящих в сложное.
(Не, ни) когда (не, ни) согласие (не) должно порождать (не) уважительности. Опр.. вергая мнение своего о(п, пп)онента следить за тем чтобы (не) взначай (не) обид..ть человека. Уместно заметить: обид..ть человека просто изв..нит(?)ся труднее получить искр..ннее пр..щение ещё труднее. может быть проще и целесообразнее вообще (не) об..жать.
Спорите — контролируйте своё пов..дение выб..райте слова (не) повышайте голоса. Сверхмерная горяч..ность к добру (не) приводит. Спор довольно опасная вещь он часто ведёт к охлаждению отношений и (не) доразумениям.
(Из журнала «Наука и жизнь»)
3. Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)
VI. Рефлексия. Подведение итогов урока
Фронтальная беседа с использованием интерактивного приема «микрофон»
• Какие предложения называются сложными?
• С помощью каких средств простые предложения могут объединяться в сложные?
• Как называются сложные предложения, в которых простые объединяются только с помощью интонации?
• Какие сложные предложения называются сложноподчинёнными? а какие сложносочинёнными?
• Как в сложном союзном предложении одна часть отделяется от другой в устной речи, на письме?
• С помощью каких союзов соединяются простые предложения в состав сложносочинённого? А сложноподчинённого?
VII. Домашнее задание
1. Выучить теоретический материал по теме урока.
2. Творческое задание. Написать небольшой текст-описание (6-7 предложений), используя разные виды сложных предложений.