Уроки Русского языка в 9 классе
СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ - СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цель урока: отработка умения различать простые предложения с однородными членами и сложносочиненные; определять значения сложносочиненных предложений с союзом и (одновременность — последовательность происходящих событий, явлений, действий).
I. Лексико-орфографическая работа.
Запись в тетрадях с объяснением постановки тире в предложении Прогресс — поступательное движение вперед, улучшение в процессе развития.
В ученический словарь записываются слова прогресс, прогрессивный (стремящийся к прогрессу). Устно с этими словами составляются предложения.
К прилагательному прогрессивный учащиеся подбирают синоним (передовой) и антонимы (отсталый, регрессивный, допотопный, консервативный, рутинный и пр.).
II. Проверка домашнего задания (упр. 52).
Учащиеся называют номера предложений, строение которых соответствует схемам:
III. Анализ предложений (по выбору учителя).
Предложения записываются под диктовку. В них выделяются грамматические основы; определяется, что связывает союз и — однородные члены или части сложного предложения; значение сложносочиненных предложений с союзом и (одновременность — последовательность действий); вид простых предложений, входящих в состав сложного; составляются схемы предложений.
1) Море вечно и неумолчно шумит и плещется. 2) Тихо плещется море, отражая на своей поверхности звезды, и постепенно успокаивает меня. 3) Море будто шепчет что-то, посылая к берегу волну за волной, и этот монотонный шепот успокаивает. 4) Буран крутит, швыряет снегом, и высвистывает, и заливается жутким воем. 5) Зимняя ночь тянулась долго-долго, и черные окна пустой дачи угрюмо глядели на обледеневший неподвижный сад. (JI. Андреев.) 6) Солнце палило немилосердно уже в десятом часу утра, и в комнатах с закрытыми окнами дышалось очень трудно. (Н. Случевский.) 7) Дождь беспрестанно лил в течение нескольких дней, и, к нашему огорчению, добраться до сторожки в ближайшее время мы не сумеем. 8) Сырость легкая, и, ежась, вздрагивает сад. (К. Ваншенкин.) 9) Выйдите рано утром в сад, и, может быть, вы увидите удивительные вещи. 10) Морозно, и, будто радуясь чему-то, лучисто улыбается солнышко. 11) Проплывали мимо небольших деревушек, спускавшихся к самой реке, и каждая из них была по-своему привлекательна.
Учащимся предлагается переделать (устно) 4-е предложение, убрав союзы и.
— В каком случае действие бурана передается стремительнее? Почему? Как называется такое средство выразительности? (Бессоюзие.)
IV. Объяснительный диктант.
У подъезда стояли широкие розвальни, и от лошадей шел густой туман. Володя уже стоял в сенях и развязывал башлык2. Его пальто, фуражка и волосы на висках были покрыты инеем, и, казалось, весь он с головы до ног издавал какой-то вкусный морозный запах. Мать и тетка бросились обнимать и целовать его. Двери заскрипели, и, подняв крик, в комнату вбежали сестры. Все смешалось в один сплошной радостный крик, продолжавшийся в течение нескольких минут.
(По А. Чехову.)
Домашнее задание: § 8; упр. 62, 63.
1 Дополнительный материал по данной теме учитель найдет в пособиях: Богданова Г. А. Рабочая тетрадь по русскому языку. 9 кл. Ч. 1.— М., 2004; Богданова Г. А. Знаки препинания в предложениях с союзом и.— М., 2003.
2 Башлык — суконный теплый головной убор в виде широкого капюшона с длинными концами.