Уроки Русского языка в 9 классе
БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
I. Орфографическая работа.
Непрерывно разглагольствовать, приостановиться и замереть от восхищения, совершенно преобразившийся мир, узнавать от корреспондента газеты о выступлении президента.
II. Анализ текста.
Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. (И. Тургенев.)
— Какие средства использует автор, показывая динамичность, стремительность изменений в природе? (Изображение быстро сменяющихся картин природы простыми предложениями, связанными перечислительной интонацией, что требует небольших пауз между предложениями (поэтому они отделены запятыми); повтор слов, образованных по одной словообразовательной модели — ряд глаголов с приставкой за-, обозначающей начало действия; основную смысловую нагрузку несут глаголы, обозначающие действия.)
III. Диктант «Проверь себя».
Фонарей на этой захолустной улице не было — Павел шагал наудачу; раз он больно ударился коленкой о столбик и брезгливо поморщился: боль мешала думать. Кругом находились сады, и поэтому хорошо пахло, как пахнет во время дождя в лесу: сыростью, березовым листом и какими-то цветами, которые только и пахнут в сырую погоду.
Было так темно, что, казалось, темнее не может быть. Когда же Павел вышел на берег реки и уже не было видно силуэтов домов и огоньков в окнах, тьма стала глубже и тяжелее и так близко надвигалась сверху и с боков, точно хотела задушить. И грязь стала глубже, и лужи чаще, и уже не пахло садами — пахло невидимой водой и тучами.
(По Л. Андрееву.)
IV. Самостоятельная работа.
Упр. 236.
Домашнее задание: упр. 238 или сочинение-миниатюра — пейзажная зарисовка (по одной из тем: «По дороге к речке», «Вечерная зорька», «На восходе солнца» — или по любой предложенной самими учащимися) с использованием бессоюзных сложных предложений.