ПРИДАТОЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ СРАВНИТЕЛЬНЫЕ, УСТУПИТЕЛЬНЫЕ, СЛЕДСТВИЯ, ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ - СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Уроки Русского языка в 9 классе

ПРИДАТОЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ СРАВНИТЕЛЬНЫЕ, УСТУПИТЕЛЬНЫЕ, СЛЕДСТВИЯ, ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ - СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цель урока: формирование умений: 1) различать указанные виды придаточных предложений, определять средства их связи с главным; 2) правильно расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с указанными придаточными; 3) различать сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными и простые со сравнительным оборотом, сложноподчиненные с придаточным уступки и простые с обстоятельством уступки.


I. На доске заранее записан (или спроецирован с помощью графопроектора) текст стихотворения В. Бокова.

Дождичек утром!

Ласковый, мелкий, дотошный.

Словно мышонок,

скребется в трубе водосточной.

Легким комариком,

крылышком бьется в окошко,

Тихо крадется по крыше,

как старая кошка.

— Найдите в тексте стихотворения средства выразительности языка.


II. Анализ предложений с выяснением способов выражения значений сравнения.

1) Лодка медленно рассекает зеркальную воду, и отраженные деревья колеблются, точно по ним пробежал ветерок. (Л. Андреев.) 2) И колючей веткой ель в окно стучала, как стучит порою путник запоздалый. (А. Плещеев.) 3) Черным зеркалом блеснуло озеро. 4) В октябре наступили теплые дни, какие бывают летом (сравнение одного предмета с другим в данном предложении передается с помощью придаточного определительного). 5) Чем сентябрь суше и теплее, тем лучше будет осень. 6) Вернулся Евгений с севера каким-то энергичным, точно привез он с собой неиссякаемые запасы матросской стойкости и сноровки.

Делается вывод о том, что сравнительные конструкции помогают образно представить описываемые предметы, факты. Их отсутствие в речи лишает язык образности, яркости, выразительности.


III. Запись предложений.

Учащиеся объясняют постановку знаков препинания; определяют, что связывает союз как.

1) Лед как сахар (оборот с союзом как входит в состав сказуемого). 2) Все идет как по маслу (устойчивое сочетание). 3) Даль, как настоящий художник, успел сделать дело своей жизни. (М. Бессараб.) (оттенок причинности) 4) Это была, как вы и сами можете догадаться, наша героиня (как входит в вводное предложение). 5) Как камень упал сокол на землю (можно заменить — камнем). 6) Мы плыли по темной, как чернила, реке. (В. Короленко.) (сравнительный оборот)


IV. Тренировочные упражнения.

1. Упр. 168 (устно, выборочно).

2. Запишите предложения дважды, добавив: а) сравнительный оборот, б) придаточное сравнительное.

1) Тучи бегут по небу. 2) Поверхность озера блестит на солнце. 3) Снег засыпал землю.

3. Запишите предложения и определите вид придаточных.

1) Не видели они, как время пролетело. (И. Крылов.) 2) Мне вдруг стало так хорошо, как бывает в детстве. 3) Свою Москву в обиду мы не дали, как нас в обиду не дала она. (М. Исаковский.) 4) Звезды дрожали в темно-синей глубине неба, как дрожат капли росы утром на траве.


V. Знакомство с придаточными уступки и следствия (работа по таблице на с. 58); упр. 175 и 184 (устно).


VI. Закрепление материала.

1. Упр. 176, ч. 1 (устно, выборочно).

2. Упр. 185 (устно).

3. Определите вид придаточного предложения.

1) Сколько ни свети солнце на бурьян, на нем розы не вырастут. (Пословица.) 2) Пока лист с вишневого дерева не опал, сколько бы снегу ни выпало, оттепель его сгноит. 3) Дожди, выпадающие в середине июля, хотя они непрошеные, хлебам не вредят. 4) Несмотря на то что наступил ноябрь, дни стояли теплые, солнечные. 5) Темнота сгустилась, так что нельзя было различить человека на расстоянии двух метров. 6) Я заснул крепко, так что не видел ни одной станции.

— Переделайте два последних предложения так, чтобы первая часть союза была в главном предложении. В чем сходство и различие предложений?


VII. Знакомство с придаточными присоединительными.

1. 1) Циолковский впервые научно доказал возможность межпланетных полетов, почему его и называют пионером звездоплавания. 2) Мать приводила в порядок дом, что она делала перед каждым праздником.

2. Анализ примеров упр. 188 (устно).


Домашнее задание: упр. 180, 181.






Для любых предложений по сайту: [email protected]