Уроки Русского языка в 9 классе
ПРИДАТОЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ВРЕМЕНИ - СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цель урока: формирование умений: 1) распознавать придаточные времени, отличать их от других видов придаточных предложений; определять их место в сложноподчиненном предложении, способы связи придаточных времени с главными; 2) правильно ставить знаки препинания в указанных типах предложений; 3) производить синонимическую замену сложноподчиненных предложений с придаточными времени.
I. Орфографическая работа.
Сначала едешь по извилистой колее; когда-нибудь расскажешь вкратце; постоянно проявляет инициативу; никогда не обидишь брата; завтра уедешь; когда-то в старинном замке; недавно предотвратил аварию; накануне праздника; просыпаешься ни свет ни заря; сдашь вовремя работу; вначале нужно отыскать в книге цитату.
II. Запись предложений.
Учащиеся должны найти обстоятельства времени, определить, на какие вопросы они отвечают, чем выражены, к чему относятся.
1) Въехав во двор, Мишка спешился, привязал поводья к крыльцу. (М. Шолохов.) 2) И всегда, днем и ночью, вокруг тех людей было кольцо крепкой тьмы. (М. Горький.) 3) Поворачиваются за солнцем в течение долгого дня почти все цветы.
III. Анализ предложений.
Учащиеся определяют тип придаточных, на какие вопросы они отвечают, чем связаны, что поясняют; составляют схемы предложений.
1) Лишь только я с крутых высот спустился, свежесть горных вод повеяла навстречу мне. (М. Лермонтов.) 2) В то время как я вздремнул, взошла луна. (Л. Толстой.) 3) Едва я вскочил в седло, как конь, совершенно не обращая на меня внимания, понесся по улице. (К. Симонов.) 4) Как солнышко пригреет, красна ягодка добреет. (Пословица.) 5) Пока горел костер, было светло и тепло. 6) Когда я к нему ни приду, он всегда за работой. 7) С тех пор как погиб отец, заботы об осиротевшей семье взял на себя его брат.
IV. Упр. 141 (устно; выполняется коллективно под руководством учителя).
V. Тренировочные упражнения.
1. Запись предложений с заданием сравнить их; определить вид придаточных, средства их связи с главным; составить схемы.
1) Пока мы собирались, пришел отец.— Надо было ждать, пока пришлют кого-нибудь на помощь. 2) Уже более двух часов прошло с тех пор, как я присоединился к мальчикам.— С тех пор как брат вернулся домой, он ни разу не вспомнил о происшедшем. 3) Я не знаю, когда это будет.— Познаём друзей и близких в час, когда грозит беда.— Когда наступили сумерки, пришлось вернуться домой. 4) Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит над черным лесистым краем. (К. Паустовский.)— Когда солнце спускалось к горизонту, ровный желтый свет отражался в густой осенней паутине, покрывавшей луга. (К. Паустовский.)
2. Упражнения на синонимическую замену предложений.
1. Составьте из двух простых предложений сложносочиненное и сложноподчиненное с придаточным времени.
1) Начало смеркаться. Влажно и терпко запахли стволы деревьев. 2) Кончился дождь. Все стихло, как будто замерло.
— В каком случае части сложных предложений более самостоятельны? В каком предложении — сложносочиненном или сложноподчиненном — временное значение выступает отчетливее?
2. Замените сложноподчиненное предложение простым с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. В каком случае замена невозможна?
1) Как только мы вошли в лес, сразу попали на тропинку. (В. Арсеньев.) 2) Едва девушка взялась за калитку родного дома, силы покинули ее. 3) Когда вы продумываете поведение героев прочитанной вами книги, попытайтесь дать оценку их поступкам, поведению.
(Замена возможна, если сказуемые главного и придаточного предложений обозначают действия одного и того же лица или предмета; во втором случае замена невозможна.)
Домашнее задание: упр. 147 (письменно), 149 (устно); выписать слова из рамочек (с. 68) в ученический словарь; найти в толковом словаре значение этих слов, запомнить их написание.