Уроки Русского языка в 9 классе
ПРИДАТОЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ И СТЕПЕНИ - СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цель урока: формирование умений: 1) находить изученные на уроке виды придаточных предложений; определять средства их связи с главными; 2) правильно расставлять знаки препинания в указанных типах предложений.
I. Орфографическая работа.
Слушаешь сосредоточенно; войска сосредоточены на границе; выскочишь впопыхах; поступаешь необдуманно; решение до конца не продумано; отчаянно борются с непогодой; беседовать друг с другом; посматривает исподлобья; смотришь исподтишка; повторишь точь-в-точь; море будто присмирело.
II. Синтаксический разбор предложений.
Ряска почти сплошь накрыла заводи, и, рассекая ее, медленно двигались по ней дикие утки. Влажной дымкой трепетал по-утреннему свежий ветерок. (Л. Андреев.)
По ходу разбора выясняется, на какие вопросы отвечают обстоятельства образа действия и степени, чем они выражены, к каким словам относятся.
III. Анализ предложений упр. 126 (устно).
IV. Знакомство с теоретическим материалом на с. 60. Вопросы классу.
— Какие дополнительные значения могут иметь придаточные степени и образа действия?
— Какими союзными словами присоединяются к главному предложению однозначные придаточные степени и образа действия?
— Какими союзами присоединяются к главному многозначные придаточные данного типа?
V. Закрепление материала.
1. Упр. 127 (выполняется коллективно устно).
2. Упр. 128 (письменно).
3. Составление предложений по схемам упр. 133.
4. Самостоятельная работа — упр. 131.
Домашнее задание: упр. 132; выписать в словарь слова из рамочек (с. 61—63); выяснить в толковом словаре их значение, запомнить написание.