СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ПРИДАТОЧНЫМ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМ - Урок 2 - СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Уроки Русского языка в 9 классе

СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ПРИДАТОЧНЫМ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМ - Урок 2 - СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цель урока: формирование умений: 1) находить местоименно-определительные предложения, отличать их от собственно определительных; производить (где это возможно и целесообразно) синонимическую замену придаточных определительных; 2) расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными местоименными и собственно определительными; 3) составлять схемы предложений с указанными придаточными.


I. Проверка домашнего задания.


II. Работа у доски.

Один ученик выполняет упр. 94 (письменно), два других работают по карточкам.

Карточка 1

1. Запишите предложение, расставьте знаки препинания, замените (устно) обособленное определение придаточным предложением.

Афоризмы жемчужины человеческой мудрости отлитые в краткую языковую форму.

2. Вставьте пропущенные буквы.

Иде..логия, мир..воз..рение, акк..мп..нировать, акк..мп..н..мент, гости..ая.

Карточка 2

Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания. В сложноподчиненных предложениях определите тип придаточных, укажите способ связи придаточных с главным.

1) Прош..л месяц (в)течени.. которого он (не, ни)разу (не)был у нас.

2) Мы идем в ту сторону где дороги расходя(т, ть)ся.

3) Снег еще лежал сугробами в глубоких лесах и т..нистых оврагах но на полях осел стал рыхлым и темным и из(под) него кое(где) большими плешинами показалась черная, жирная, пар..вшаяся на солнце земля. (А. Куприн.)


III. Лексико-орфографическая работа.

Вакансия, карьерист, свояченица.


IV. Чтение теоретического материала (с. 45, ч. II).

Учитель сообщает учащимся, что часто местоименно-определительные придаточные употребляются в афоризмах, для которых характерна отнесенность к каждому, всякому.


V. Материал для закрепления.

1. 1) Счастье дается совсем даром тому, кто ставит какую-нибудь цель и достигает ее после большого труда. Верное счастье обретает лишь тот, кто целью своей ставит счастье своего ближнего. (М. Пришвин.) 2) Мы в ответе за тех, кого приручили. (С.-Экзюпери.)

— Как вы понимаете последний афоризм?

— Как вы думаете, почему эти придаточные называются местоименно-определительными? К словам какой части речи главного предложения они относятся? (К местоимению.)

Внимание учащихся обращается на то, что в последнем случае придаточное — неполное предложение, что весьма характерно для сложноподчиненных предложений. В таком случае первостепенными и по структуре, и по смыслу являются главные части, придаточные же лишь дополняют уже известную информацию.

2. 1) Да, жалок тот... (в ком совесть нечиста). (А. Пушкин.) 2) Лишь тот достоин жизни и свободы... (кто каждый день идет за них на бой). (И. Гёте.)


VI. Работа по редактированию.

1. Упр. 95 (устно). (Устранение необоснованного повторения союзного слова который.)

2. 1) Деревья, какие мы посадили тогда возле школы, уже выросли. 2) Книги, какие были у него в доме, не вызывали моего интереса. 3) Я все задачи решил, которые нам задавали. 4) Мы с вниманием слушали советы старика, которые он давал нам.


VII. Запись под диктовку. Анализ текста.

Наконец коляска остановилась у высоких ворот, украшенных по обеим сторонам головами львов, из пасти которых лились струи холодной воды. Направо и налево от ворот тянулась выкрашенная розовой краской стена, из-за которой виднелась густая темная зелень сада. Она оттеняла розовые глиняные вазы с кактусами и мраморные, почерневшие от времени бюсты, расставленные по стене. Это был въезд в старинную усадьбу, которой распоряжался теперь старик-смотритель.

(По А. Майкову.)

Вопросы к анализу текста.

— Докажите, что это часть более крупного текста. (Наличие в первом предложении слова наконец свидетельствует о том, что данному отрывку предшествовала какая-то информация.)

— Укажите средства связи предложений в тексте. (Первое и второе предложения — повторяется слово ворота; второе и третье связаны с помощью местоимения: зелень — она; первое и последнее предложения связаны между собой по смыслу — остановилась у ворот — это был въезд, что создает ощущение завершенности текста, композиционной его рамки.)

— Определите тип речи. (Описание. Языковые особенности этого типа речи: слова конкретного значения: ворота, вода, вазы, усадьба и пр.; слова и словосочетания с пространственным значением: направо, налево, тянулась стена, расставленные по стене. Автор перечисляет предметы, заставляя читателя как бы переводить взгляд с одного описываемого предмета на другой. Перед нами словно фрагмент (момент) картины.)

Учитель обращает внимание учащихся на то, что на описание указывает и насыщенность текста словами, обозначающими признаки предметов (ключевая, глиняные, почерневшие и пр.), сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.

— Возможна ли замена придаточных определительных обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и всегда ли целесообразна эта замена? На какой стиль речи указывает большое количество причастных оборотов в тексте?


Домашнее задание: упр. 102.

Индивидуальное задание: выписать из комедии Грибоедова «Горе от ума» 3—4 афоризма с придаточным местоименно-определительным.






Для любых предложений по сайту: [email protected]