Междометия в предложении - Обращение - Слова, грамматически не связанные с членами предложения - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Русский язык - Поурочные разработки 8 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой

Междометия в предложении - Обращение - Слова, грамматически не связанные с членами предложения - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Слова, грамматически не связанные с членами предложения

Обращение

Урок 85. Междометия в предложении (§ 63)

Цели урока: 1) познакомить учащихся с правилами выделения междометий на письме, назначением междометий, уметь обнаруживать междометия в тексте, 2) научить определять их текстообразующую роль, интонационно правильно произносить предложения с междометиями, 3) сформировать умение правильно расставлять знаки препинания при междометиях, 4) научить разграничивать употребление междометия о при обращении и без обращения.

I. Проверка домашнего задания.

Публичные выступления учащихся на тему “Значение песни”, класс рецензирует выступления по памятке “Требования к устному выступлению” (см. упр. 428 на с. 242).

II. Объяснение нового материала.

На доске записывается предложение:

Поэта дом опальный, о Пущин мой,

Ты первый посетил.

(А. Пушкин)

Задание: найдите междометие.

Учащиеся обращают внимание на то, что междометие о употреблено вместе с обращением, знак препинания после междометия не ставится.

Учащиеся читают теоретические сведения на с. 215— 216, делают вывод, что междометия грамматически не связаны с предложением, не являются членом предложения, выражают различные чувства, выделяются запятой или восклицательным знаком. Восьмиклассники знакомятся с особенностями междометия.

Междометие (особенности)

1) Особая часть речи, ни самостоятельная, ни служебная.

2) Выражает чувства, настроения, побуждения, но не называет их.

3) Междометия не являются членами предложения: Жизнь, увы, не вечный дар. (А. Пушкин), но могут употребляться в значении других частей речи: В лесу слышалось звонкое ау.

4) Производные (из самостоятельных частей речи): Караул!

Непроизводные: ах, ох, ну, эй и др.

5) Междометия не изменяются.

6) Междометие — принадлежность устной речи. В художественных произведениях встречаются чаще в диалогах.

III. Тренировочные упражнения.

1. Упр. 390 учащиеся выполняют устно, находят междометия, интонационно правильно читают стихотворение А. Галича, определяют тему стихотворения.

2. Упр. 392 сначала выполняют устно. Учащиеся читают выразительно, выражая чувства поэтов, затем списывают, расставляя запятые.

3. Выборочный диктант по упр. 393 (выписывают предложения с междометием о, употреблённым только вместе с обращением).

Рекомендации учителю: напомните учащимся, что в данном случае знак препинания после междометия не ставится.

4. Самостоятельная работа.

На доске записаны предложения с пропущенными знаками препинания.

Задание учащимся: запишите, расставляя знаки препинания, укажите междометия, определите их роль.

1) О погляди как та звезда горит горит и потухает. (А. Фет)

2) Ах как хорошо мы научились говорить! Ах как плохо научились слушать! (Р. Рождественский)

3) Увы дворец Бахчисарая скрывает юную княжну. (А. Пушкин)

4) Увы печальна и бледна похвал не слушает она. (А. Пушкин)

5) Чу где-то высоко в небе послышался негромкий, протяжный звук. (Г. Скребицкий)

6) Псари кричат Ахти ребята вор! (И. Крылов)

7) Эй откликнись кто идёт? (А. Блок)

8) Ах злые языки страшнее пистолета. (А. Грибоедов)

IV. Домашнее задание: § 63, составьте диалог, используя междометия; выпишите из басен И. А. Крылова семь предложений с междометиями (задание по выбору учащихся).






Для любых предложений по сайту: [email protected]