Русский язык - Поурочные разработки 8 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой
Синтаксический разбор предложения с обособленными членами - Обособленные члены предложения - Простое осложнённое предложение - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Простое осложнённое предложение
Обособленные члены предложения
Урок 73. Синтаксический разбор предложения с обособленными членами (§ 53)
Цели урока: познакомить с порядком устного и письменного синтаксического разбора предложения с обособленными членами, научить производить устный и письменный синтаксический разбор предложения с обособленными членами.
I. Проверка домашнего задания (упр. 328).
1. Вызванные учащиеся читают предложения с обособленными определениями и приложениями, класс рецензирует.
Один из учеников рассказывает о словах ассортимент, металл.
Ассортимент. Заимствовано в XIX веке из фр. assortment. Восходит к assortir — подбирать, сортировать; ad-s > ass... Польск. asortyment. Подбор различных видов и сортов товаров или изделий.
Металл. Заимствовано в XVIII веке из немецкого языка: Metall. Первоисточник — лат. metallum — шахта, рудник, металл. < греч. metallon — шахты, копи. Букв.: выкопанная руда. Польск. metal. Химически простое вещество или сплав с особым блеском, тепло-, электропроводностью.
2. Работа над ошибками, допущенными в зачёте.
II. Повторение материала.
В тексте, записанном на доске, учащиеся расставляют запятые, указывают уточняющие члены предложения.
Я поднял голову... Передо мной между двух рядов высоких тополей стрелою уходила вдаль дорога. И через неё через эту самую дорогу в десяти шагах от меня вся раззолоченная ярким летним солнцем прыгала гуськом целая семейка воробьёв прыгала бойко забавно самонадеянно.
(И. Тургенев)
III. Объяснение нового материала.
Восьмиклассники читают образцы устного и письменного разборов на с. 186 (§ 53), учитель обращает внимание на особенности письменного разбора.
IV. Тренировочные упражнения.
1. В упр. 330 учащиеся производят синтаксический разбор предложений, осложнённых распространённым согласованным определением.
2. Самостоятельная работа.
Проецируются тексты стихотворений Э. А. Асадова, И. С. Никитина. Учащиеся списывают, расставляя пропущенные разделительные и выделительные запятые. Производят письменный синтаксический разбор предложения, осложнённого обособленными членами (по выбору учащихся).
Дым остывая стел..тся туманом
Прохлада сырость в воздухе ночном.
И сосны зя(б, п)ко ёжась на поляне
Столпившись греют лапы над костром.
(Э. Асадов)
Как призраки в зеркале вод отражаясь
зелёные ивы стоят
и мерно от тихого ветра к..чаясь
чуть слышно ветвями шумят.
(И. Никитин)
V. Домашнее задание: учить § 53, выполнить упр. 331.