Русский язык - Поурочные разработки 8 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой
Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них - Однородные члены предложения - Простое осложнённое предложение - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Простое осложнённое предложение
Однородные члены предложения
Уроки 52, 53. Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них (§ 44)
Урок 52. Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них (§ 44)
Цели урока: 1) познакомить учащихся с правилом постановки знаков препинания (двоеточия и тире) при однородных членах с обобщающим словом в разных позициях, научить находить обобщающее слово и определять его позицию (после однородных членов или перед ними), 2) правильно расставлять знаки препинания, интонационно верно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах, знать способы выражения обобщающего слова (имя существительное, словосочетание, местоимение, наречие), 3) использовать обобщающие слова, выраженные местоимениями и наречиями, в речи, разграничивать разные позиции обобщающего слова по отношению к однородным членам.
I. Проверка домашнего задания.
Первая группа ребят читает сравнительную характеристику двух одноклассников (упр. 264), а вторая читает памятку для спорщиков.
II. Лингвистическая разминка.
1. Словарный диктант.
Акация, видеокамера, сканер, терраса, кутюрье, просвещение, единомышленник, предшественники, современники, искусство, перрон, рекомендация, поликлиника, витрина, комбинация, представление.
• Отметьте слова, пришедшие из других языков.
2. Проверочная диагностирующая работа.
— Запишите текст под диктовку. По ходу записи выделяйте грамматические основы, подчеркните однородные члены. Отметьте написания, не соответствующие произношению в корне слова (3—4 примера).
По-настоящему земля открылась мне на войне. Сколько перекопал, перелопатил я её за войну! Я рыл окопы, и траншеи, и землянки, и ходы сообщения, и могилы. Я не только рыл землю, но и жил в ней.
Это была моя родная земля, и она хранила и берегла меня с материнской верностью. Она была мне убежищем и постелью, столом и родным домом.
(И. Иванов)
III. Объяснение нового материала.
1. Учащиеся наблюдают материал на с. 146—147 (§ 44), делают вывод, в каком предложении есть обобщающее слово, читают теоретический материал на с. 146—147.
2. Знакомятся с таблицей “Знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающим словом”.
Знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающим словом
Место обобщающего слова |
Пример |
Схема |
Впереди однородных членов предложения |
[O: O, O, O]. |
|
После однородных членов предложения |
[O, O, O - O]. |
|
Перед однородными членами предложения, но после них предложение продолжается |
Грибы: подосиновики, маслята, сыроежки — лежали в корзине. |
[O: O, O, O - ...]. |
IV. Закрепление материала.
1. В упр. 266 учащиеся распределяют предложения на две группы:
а) с обобщающим словом после однородных членов;
б) с обобщающим словом перед однородными членами.
2. Упр. 267 выполняют устно. Читают выразительно записанные в предыдущем упражнении предложения:
а) с интонацией предупреждения (с отчётливой паузой после обобщающего слова);
б) с интонацией пояснения после однородных членов перед обобщающим словом.
3. Самостоятельная работа по упр. 268.
4. Объяснительный диктант.
МУЗЕЙ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
Летом и осенью в лесах Беловежской Пущи вызревает бесчисленное количество ягод: черники, земляники, брусники, клюквы. Тьма грибов: боровиков, рыжиков, подосиновиков, подберёзовиков, лисичек, опёнок — встречается на каждом шагу.
В Беловежской Пуще живёт на свободе зубр — дикий первобытный лесной бык. Из крупных хищников встречаются рысь и волк; водятся разные птицы: глухарь, тетерев, рябчик, куропатка, дикая утка, чёрный аист, журавль, а также много других.
(По В. Вольскому)
Грамматическое задание.
Подчеркните обобщающие слова и однородные члены предложения как члены предложения. Отметьте знаком О обобщающие слова.
V. Домашнее задание: § 44, упр. 272.
Урок 53. Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них (продолжение темы)
I. Проверка домашнего задания.
Первый ученик рассказывает о знаках препинания при однородных членах с обобщающим словом в разных позициях, приводит примеры. Второй читает предложения с обобщающим словом при однородных членах тремя группами: 1) с двоеточием, 2) с тире, 3) с двоеточием и тире (упр. 272), учащиеся слушают и рецензируют ответы.
II. Словарно-орфографическая работа (повторение орфограмм о слитно-раздельном и дефисном написании).
— Распределите отрицательные и неопределённые местоимения и наречия по типам орфограмм (в три столбика). Работу можно проводить по перфокарте.
Образец: слитно раздельно через дефис
никто ни с кем кто-то
Никто, некем, ни с кем, кое-где, ни перед кем, ничто, некому, ни перед чем, кто-то, кое-кому, чему-нибудь, некто, ниоткуда, по-моему, повсюду, не с кем, ни от кого, отовсюду, отсюда.
— Какие из этих слов могут быть обобщающими для однородных членов?
Подчеркните их, придумайте с ними предложения, используя следующие схемы:
1. [О: О, О, О].
2. [и О, и О, и О — О].
3. [О: О, О, О — ...].
III. Закрепление темы.
1. В упр. 270 восьмиклассники подбирают к однородным членам обобщающие слова из рамки на с. 149. Часть предложений записывают с обобщающим словом перед однородными членами, а часть — с обобщающим словом после них.
2. Творческая работа по упр. 271. Учащиеся заменяют обобщающие слова, которые вставили в 1—5-е предложения упр. 270 другими обобщающими словами: все, всё, отовсюду, куда угодно, так, чтобы предложения стали утвердительными.
3. По упр. 274 пишут диктант, выделяют однородные сказуемые и над обобщающими словами ставят знак О, подчёркивают предложение, в котором выражена основная мысль описания.
Тестовые задания
1. Укажите слово, которое не может быть в роли обобщающего:
а) растения
б) вредители
в) одуванчик
г) животные
Ответ: в.
2. Найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах (знаки препинания не расставлены).
а) Ни горы ни ущелья ни быстрые реки не помешали прокладке газопровода.
б) Запах черёмухи чувствовался всеми в саду в доме на улице.
в) Всё и лес и поле и цветущий луг залито солнцем.
г) Бычков Сергеев Корнеенко победители соревнования.
Ответ: в.
3. Найдите ошибки в постановке знаков препинания:
а) В корзине была дичь: два тетерева и утка.
б) Мастеровые, старики с палками, бабы — всё слилось в одну массу.
в) Небо становилось разноцветным: белёсым, розовым, красным.
г) Всё это — звуки и запахи, тучи и люди было странно красиво и грустно.
Ответ: г.
IV. Домашнее задание: упр. 269, 273.