Понятие об осложнённом предложении - Простое осложнённое предложение - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Русский язык - Поурочные разработки 8 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой

Понятие об осложнённом предложении - Простое осложнённое предложение - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Простое осложнённое предложение

Урок 44. Понятие об осложнённом предложении (§ 39)

Цель урока: познакомить учащихся со способами осложнения предложения (однородные и обособленные члены, вводные и вставные конструкции, обращения).

I. Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

II. Работа над связным текстом “Стать человеком”. Текст проецируется на доске.

Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, увидеть в его глазах радость, беду, несчастье, горе.

Береги, щади неприкосновенность, уязвимость, ранимость другого человека, не причиняй людям зла, обиды, боли, тревоги, беспокойства.

(В. Сухомлинский)

Задания к тексту:

а) Прочитайте выразительно текст.

б) Какова его основная мысль?

в) Какой тип односоставных предложений выбрал автор, чтобы выразить мысль точно, кратко?

г) Чем осложнены данные предложения?

III. Чтение теоретического материала на с. 122.

IV. Закрепление материала.

1. В упр. 222 учащиеся расставляют пропущенные знаки разделения и выделения и определяют, чем осложнены данные предложения.

2. Самостоятельная работа.

В тексте Е. Носова учащиеся определяют, чем осложнены данные предложения, списывают их, расставляя пропущенные знаки разделения и выделения.

Я закрыл свою тетрадь и вышел в сад. В саду было (по)осеннему тихо и пусто. Я прошёл лугом к реке разделся и бросился в воду. Тело обожгло холодом и перехв..тило дыхание. Выбравшись на берег я втиснулся спиной в чуть тёплый песок и остался лежать (не)подвижно в удобном согр..вающ..м песча(н, нн)ом слепке с моего тела.

Тестовые задания

1. Найдите предложение, в котором есть и обращение, и вводное слово (знаки препинания не расставлены).

а) Прощай немытая Россия страна рабов страна господ!

б) Милый Владимир Иванович пожалуйста не обижайся на меня за молчание.

в) Сейчас учитель может быть только на уроке.

г) Вероятно это был человек воспитанный.

Ответ: б.

2. Укажите пример с правильно расставленными знаками препинания.

а) Нельзя работать, спустя рукава.

б) Ужинали, не спеша и почти молча.

в) И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам, голову сломя.

г) Стая, медленно летя, сделала два круга и повернула в сторону леса.

Ответ: г.

3. Отметьте предложение, осложнённое однородными членами (знаки препинания не расставлены).

а) Светило яркое летнее солнце.

б) Угрюмая сибирская река медленно несла свои воды.

в) На вечернем сеансе в небольшом городке пела песню актриса на чужом языке.

г) То была первая не замутнённая никакими опасениями радость жизни.

Ответ: г.

V. Домашнее задание: из повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” выпишите 4—5 предложений, осложнённых однородными членами, сделайте синтаксический разбор одного из них.






Для любых предложений по сайту: [email protected]