Русский язык - Поурочные разработки 8 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой
Характеристика человека - Второстепенные члены предложения - Двусоставные предложения - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Двусоставные предложения
Второстепенные члены предложения
Урок 30. Характеристика человека (§ 29)
Цели урока: 1) научить характеризовать человека, т. е. раскрывать особенное в его характере, поведении, свойствах ума, воли, 2) научить отличать деловую характеристику от характеристики человека — друга, знакомого, родственника и т. п.
I. Проверка домашнего задания.
Учащиеся читают 6 предложений с характеристикой деятельности известных учёных, спортсменов и т. д.
II. Учитель проводит с учащимися беседу.
— В каких ситуациях вам приходилось давать более или менее подробную характеристику какому-нибудь лицу? (Когда о человеке хочется рассказать подробнее, охарактеризовать друга, знакомого, родственника.)
Учитель обращает внимание на то, что в учебнике много текстов, в которых говорится о жизни и деятельности известных людей, например о Петре I, об учёных, художниках и т. д.
• Учащиеся читают тексты упр. 128 на с. 76—77 и упр. 162 на с. 94—95, отмечают элементы характеристики.
• В упр. 162 на с. 94—95 (текст о жизнедеятельности А. М. Пешковского) надо предварительно обсудить с учениками, что им показалось особенно интересным в биографии выдающегося лингвиста и его научной деятельности. Затем ученики излагают свои впечатления письменно.
• Далее учитель знакомит ребят с групповым портретом — речевым жанром, в котором даётся характеристика группе лиц — спортивной команде, классу, объединению учёных и т. д.
В упр. 166 учащимися разъясняется, что на картине Ю. Ракши “Проводы ополчения” изображены ополченцы, которые уходят защищать свою родину от польских завоевателей XVII века. Уточняется значение слова “ополченец” — участник ополчения, т. е. войска, созданного в условиях военного времени в помощь регулярной армии из гражданских лиц, освобождённых от действительной военной службы.
Учащиеся рассматривают и описывают картину по данному в учебнике плану (схеме). Особое внимание уделяется той части картины, где изображены женщины, провожающие ополченцев на войну.
Что же их объединяет?
Все они, молодые и пожилые, понимают порыв ополченцев — своих сыновей, братьев, мужей, поддерживают их стремление остановить врага, и вместе с тем они переживают в эти тяжёлые минуты расставание на месяцы, на годы, навсегда. Именно эти чувства объединяют группу женщин, изображённых на переднем плане картины!
• Далее идёт работа над содержанием группового портрета какого-либо объединения людей (отличники нашего класса, авторитетные личности школы).
III. Домашнее задание: упр. 165.