Русский язык - Поурочные разработки 8 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой
Роль второстепенных членов в предложении. Дополнение - Второстепенные члены предложения - Двусоставные предложения - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Двусоставные предложения
Второстепенные члены предложения
Урок 25. Роль второстепенных членов в предложении (§ 23). Дополнение (§ 24)
Цели урока: 1) познакомить учащихся с видами второстепенных членов предложения по характеру значения и синтаксической роли в предложении: дополнение, определение, обстоятельство, 2) научить находить в предложении второстепенные члены, распознавать дополнения, определять их вид (прямое или косвенное) и способы выражения, разграничивать употребление неопределённой формы глагола в качестве дополнения и части составного глагольного сказуемого, использовать в речи прямые дополнения, выраженные существительными в винительном падеже без предлога и в родительном падеже без предлога при отрицании, распознавать дополнения, выраженные словосочетаниями, разграничивать прямое дополнение и подлежащее.
I. Первый ученик готовит монологический ответ по теме “Тире между подлежащим и сказуемым”. Второй пересказывает правила о том, когда тире в предложении не ставится. Класс помогает оценить оба ответа с учётом требований к устному высказыванию на лингвистическую тему.
II. Работа над ошибками, допущенными в диктанте (см. урок 24).
III. Работа над новым материалом.
1. Учащиеся исследуют материал на с. 71—72 и делают выводы: 1) второстепенными членами предложения называются все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого; 2) они могут пояснять как главные, так и второстепенные члены, с которыми составляют словосочетания; 3) второстепенные члены могут соединяться с другими членами предложения тремя способами: согласованием, управлением, примыканием; 4) с помощью второстепенных членов фрагмент окружающей действительности может быть описан более подробно, второстепенные члены могут указывать на качество предмета, на принадлежность предмета, орудие действия, предмет, на который направлено действие, место действия, причину действия и др.; 5) по характеру значения и синтаксической роли в предложении второстепенные члены делятся на три группы: дополнения, определения и обстоятельства.
2. Расширяем понятие о второстепенных членах предложения через анализ текста Л. А. Кассиля о юном художнике Коле Дмитриеве в упр. 121 на с. 73, где учащиеся подчёркивают второстепенные члены.
IV. На доске проецируется предложение:
Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу,
Смело топчу я ногой вешнюю леса красу.
(А. Майков)
• Повторение сведений о дополнении.
— Что вы помните о дополнении?
Расширяем понятие о дополнении через анализ словосочетаний: кроет землю, кроет в лесу, топчу ногой, топчу леса красу.
Вывод: дополнение — второстепенный член предложения, который обозначает предмет, поясняет сказуемое или другой член предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей. Дополнения могут выражаться не только существительными или местоимениями, но и словами других частей речи в значении существительного. В роли дополнения может употребляться неопределённая форма глагола.
• Чтение учащимися теоретического материала на с. 73—74.
• Понятие о прямом и косвенном дополнении.
— Придумайте предложения со словосочетаниями приветствовать учителя и преодолеть препятствие.
— Какого падежа требует от зависимого существительного переходный глагол преодолеть?
Вводим термины: прямое и косвенное дополнения. Чтение учащимися примечания на с. 73—74.
V. Закрепление темы.
Для закрепления выбираем наиболее трудные случаи выражения дополнений. Учащиеся выполняют упр. 122 на с. 74, находят дополнения, указывают, чем они выражены, определяют, прямые они или косвенные. В упр. 122 рассматриваем словарные слова из рамочки на с. 75 (просвещение, просветительство, единомышленник). Учащиеся запоминают правописание слов, записывают в словарик.
Просвещение — распространение знаний, образования.
Просветительство — деятельность просветителей.
Единомышленник. 1. Тот, кто находится в полном единомыслии с кем-нибудь. 2. Сообщник в каком-нибудь деле.
В упр. 124 на с. 75—76 учащиеся выписывают предложения, где дополнение выражено неопределённой формой глагола; разграничивают употребление неопределённой формы глагола в качестве дополнения и части составного глагольного сказуемого.
В упр. 125 нужно завершить предложения прямыми дополнениями, выраженными словами или словосочетаниями слов. Учащиеся делают вывод, что предложения стали более информативными.
В упр. 130 на с. 77—78 осуществляется поиск ошибок в употреблении существительных, которыми выражены дополнения, затем делается запись в исправленном виде.
VI. Проверка понимания темы.
Учим отличать прямое дополнение от подлежащего. Выполняется упр. 129 на с. 77.
VII. Дополнительный материал.
Цель этого задания — провести опережающую работу по типам придаточных предложений, показать учащимся синтаксическую синонимию (дополнение и изъяснительное придаточное предложение).
• Записать, обозначить прямое дополнение (п) и косвенное (к).
Мы посадим липы и клёны.
Будет весь город зелёным.
Мы обсадим поля тополями.
Зашумят тополя над полями.
Возле школы цветы мы посеем,
чтобы детям жилось веселее.
Мы обсадим аллейки сиренью
и поставим скамейки под тенью.
(Н. Флёров)
Тестовые задания
1. Найдите предложение с косвенным дополнением.
а) Ансамбль исполнял народные песни.
б) По утрам тонкий ледок ещё сковывает лужи.
в) Она читала ему стихи о подорожнике и звоне колоколов над рекой.
г) Солнце нагревало прибрежные камни.
Ответ: в.
2. Укажите предложение, в котором дополнение выражено глаголом в неопределённой форме.
а) Я начал разыскивать потерянную клюшку.
б) С самого утра мы решили заняться любимым делом.
в) Врач запретил мне читать лёжа.
г) Не стану описывать моё состояние.
Ответ: в.
VIII. Домашнее задание.
а) Учить правило на с. 72—73, 73—74; б) подготовить сообщение о словах предшественники, современники, искусство, искусный (происхождение, лексическое значение), составить с ними предложения; в) упр. 128 или 131 по выбору учащихся.