Порядок слов в предложении. Интонация - Простое предложение - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Русский язык - Поурочные разработки 8 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой

Порядок слов в предложении. Интонация - Простое предложение - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Простое предложение

Урок 16. Порядок слов в предложении (§ 14). Интонация (§ 15)

Цели урока: 1) познакомить учащихся с ролью порядка слов и логического ударения, основными элементами интонации — повышением и понижением высоты тона и паузой, графическими способами их обозначения, 2) научить выразительно читать предложения, в том числе по интонационным схемам, составлять графическую интонационную схему предложения, выделять с помощью логического ударения наиболее важное слово в предложении.

I. Опрос-закрепление.

Первый ученик рассказывает о грамматической основе предложения по § 13. Второй читает предложения из упр. 75 в такой последовательности: обозначающие: а) реальный фрагмент действительности; б) нереальный фрагмент действительности. Третий читает текст на тему “В лесу осенью”, включив односоставные и двусоставные предложения.

II. Изучение нового материала.

Учащиеся исследуют материал на с. 48 (§ 14), сравнивают порядок слов в предложениях на немецком, английском и русском языках, делают вывод: в русском языке порядок слов относительно свободный; свободнее, чем в немецком, английском и некоторых других. В русском языке порядок слов зависит от того, что хочет подчеркнуть автор, от ситуации, от смысловых отношений между предложениями в тексте.

III. Закрепление темы (§ 14).

1. Учащиеся выполняют упр. 77 на с. 48, делают вывод о роли порядка слов в предложении.

2. Учащиеся сравнивают в упр. 78 порядок слов в предложениях, делают вывод, что он зависит от того, что хочет подчеркнуть автор, от ситуации, от смысловых отношений между предложениями в тексте.

3. Ребята, прослушав текст, выписывают из него примеры с обратным порядком слов.

Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие:

То за трапезой сидит в золотом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич.

(М. Лермонтов)

Образец записи: не сияет солнце; не любуются тучки; солнце красное; тучки синие.

4. Предлагаем учащимся прочитать этимологическую справку на с. 49 о словах интонация, пауза.

5. Далее они рассматривают схему, представленную в § 15 в виде круга, где указаны интонационные средства: пауза, темп, логическое ударение, изменение тона, изменение громкости. Эта схема используется на уроке как зрительная опора для самостоятельных наблюдений. После знакомства с теоретическими сведениями учащиеся выполняют тренировочные упражнения.

1) В упр. 79 перед учениками стоит задача: воссоздать поочерёдно ситуацию радости, раздражения, удивления, сомнения. Восьмиклассники дают ответы:

Мама приготовила обед, настроение радостное, приглашает дочь обедать: “Идёшь!”

Дочь увлечена чтением любимой книги и не реагирует на приглашение. У мамы настроение испортилось, она раздражённо говорит: “Идёшь”.

Через некоторое время мама слышит шаги дочери и удивлённо спрашивает: “Идёшь?”

Дочь заходит в комнату, мама, сомневаясь, произносит: “Идёшь?”

После этих наблюдений ученики делают вывод: в повествовательном предложении развитие фразы с развёртыванием мысли заставляет наш голос повышаться, а завершение её вместе с окончанием мысли заставляет наш голос понижаться.

2) В упр. 80 на с. 50 учащиеся читают предложения, делая паузы там, где они обозначены.

Учащиеся делают вывод, что смысл предложения изменяется с изменением интонационного членения предложения.

3) В упр. 81 на с. 50 предлагается придумать ситуации, в которых могут быть использованы предложения:

Какой город!

Какой город!

Какая погода!

Какая погода!

Очень хорошо!

Очень хорошо!

Восьмиклассники предложили такие ситуации: Солнечный день, у брата прекрасное настроение, он звонит сестре и радостно восклицает: “Какой город! Какая погода! Очень хорошо!”

Пасмурный день, на улице сыро и холодно, идёт дождь. У брата настроение плохое, он звонит сестре и раздражённо произносит: “Какой город! Какая погода! Очень хорошо!”

В результате размышлений восьмиклассники делают вывод: с помощью интонации мы передаём не только мысли, но и чувства.

Предложения могут быть использованы в разных ситуациях при проявлении разнообразных эмоций: радости, гнева, раздражения.

6. В упр. 82, 83 дети учатся выделять с помощью логического ударения наиболее важное слово в предложении, делают вывод, что логическое ударение придаёт речи особую выразительность, чаще используется в разговорной и публицистической речи, при чтении вслух художественных текстов.

7. В упр. 84 восьмиклассники читают стихотворение И. А. Бунина сначала про себя, а затем вслух, выделяя с помощью логического ударения слова, которые в тексте употреблены как антонимы; делают вывод, что логическое ударение придаёт речи особую выразительность. В конце урока пишется интонационный диктант (упр. 87 на с. 52).

IV. Итог урока.

V. Домашнее задание дифференцированного характера: а) первой группе учащихся надо выполнить упр. 85, 86 (наблюдать за звучащей речью по телевидению, радио, приводить примеры речи дикторов разных программ, указывать недочёты, которые мешают нам воспринимать смысл высказывания, например, говорить с экрана захлёбывающейся скороговоркой); б) второй группе нужно работать по таблице на с. 52—53, подбирать примеры, иллюстрирующие каждый из видов интонации.






Для любых предложений по сайту: [email protected]