Русский язык - Поурочные разработки 8 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой
Текст как единица синтаксиса - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Урок 11. Основные единицы синтаксиса (§ 7)
Тема урока: “Текст как единица синтаксиса”.
Цели урока: 1) совершенствовать речь учащихся, их способность рассуждать на заданную тему, 2) научить анализировать и конструировать текст, 3) развивать наблюдательность и языковую интуицию, 4) воспитывать уважение к интеллектуальному труду.
Оформление доски:
1) эпиграф: “Текст — это объединённая смысловой связью последовательность речевых единиц: высказываний, абзацев, разделов...” (Ф. Филин);
2) словарное слово — текст — от лат. textus — сплетение, соединение, ткань;
3) репродукция картины Ю. М. Ракши “Продолжение”.
Наглядность:
1) памятка “Анализ текста”;
2) карточки с текстом стихотворения Л. К. Татьяничевой “Мне говорят, что слишком много...”;
3) репродукция картины Ю. М. Ракши “Продолжение”.
ТСО:
видеофрагмент из балета А. Адана “Жизель”.
Ход урока
I. Вводная часть:
1. Объявление темы и целей урока (учащиеся записывают тему и эпиграф к ней в тетради):
— научиться анализировать и конструировать текст;
— уметь рассуждать по заданной теме.
2. Беседа:
— Чем пользуется человек во время общения? (Речью.)
— Какие вы знаете разновидности речи? (Устную и письменную.)
— Из чего состоит наша речь, устная и письменная? (Из звуков, слов, предложений.)
Учитель произносит слова лирика, балет, живопись.
В ходе беседы учащиеся должны сделать самостоятельный вывод, что речь состоит из предложений, связанных темой и основной мыслью, соединённых по смыслу и грамматически.
3. Проверка домашнего задания.
— Назовите признаки текста.
1) Выраженность. Текст всегда выражен в устной или письменной форме.
2) Ограниченность (автономность). Каждый текст, даже самый небольшой, имеет чёткие границы — начало и конец.
3) Связность. Языковые единицы, образующие текст, связаны между собой в определённом порядке.
4) Цельность. Текст в отношении содержания и построения представляет собой единое целое, для понимания его структуры важнейшее значение имеет взаимосвязь содержания и формы. Структура текста связана темой и идеей, сюжетом и композицией.
5) Соотнесение содержания с темой.
6) Упорядоченность. Языковые единицы, образующие текст, все его части, а также содержательная и смысловая стороны определённым образом упорядочены, организованы.
7) Членимость. Способы связи слов в предложении и частей сложного предложения хорошо известны (цепная и параллельная).
— Что вы узнали из словарей о понятии текст? (Справка из этимологического словаря Н. М. Шанского: текст заимствован в XVIII веке из лат. textus — словесное единство; справка из словаря-справочника лингвистических терминов Д. Э. Розенталя: текст — произведение речи, воспроизведённое на письме или в печати.)
4. Работа с учебником:
— чтение теоретических сведений о тексте на с. 28.
II. Практическая часть: анализ стихотворения Л. К. Татьяничевой “Мне говорят, что слишком много...”.
— Прочитайте выразительно стихотворение.
Мне говорят, что слишком много
Любви я детям отдаю,
Что материнская тревога
До срока старит жизнь мою.
Ну, что смогу я им ответить —
Сердцам,
Бесстрастным, как броня?
Любовь, мной отданная детям,
Сильнее делает меня.
— Что вы можете сказать о поэтессе? (Когда Татьяничевой было 10 лет, умерла её мать. Эта потеря была огромным горем. Утрата любимой матери, острые переживания стали причиной написания стихотворений на тему “Сила материнской любви”.)
— Докажите, что это текст. (В нём предложения, объединённые одной темой — материнской любви. Главная мысль — любовь делает человека сильнее (3-е предложение). Ключевые слова: любви, детям, материнская тревога и т. д. Тип речи — повествование и рассуждение. Связь между предложениями цепная.)
— Придумайте своё заглавие. (“Материнская любовь”, “О самом дорогом человеке на свете”, “К маме” и др.)
— Какова тема и главная мысль текста? (Тема — материнская любовь. Главная мысль — любовь делает человека сильнее.)
— Укажите ключевые слова в тексте (любви, детям, материнская тревога и т. д.).
— Определите тип речи. (Повествование и рассуждение.)
— Определите связь между предложениями. (Цепная.)
— Укажите лексические, морфологические и синтаксические средства связи.
Лексические: текстуальные синонимы (говорят — ответить), текстуальные антонимы (старит — делает сильнее, я — они).
Морфологические: видовременные формы глагола и причастия (говорят, отдаю, отданная).
Синтаксические: вопросительно-повествовательная интонация.
— Определите стиль текста и укажите приметы стиля (стиль — художественный: ритм, рифма, образность, эпитеты (материнская тревога, бесстрастным сердцам), метафоры (тревога старит), сравнения (как броня).
— Что вы знаете о слове броня?
Слово многозначное:
— металлическая одежда, защищающая туловище воина;
— защитная облицовка из специальных стальных плит на военных судах, танках.
— Проанализируйте пунктуацию текста: сложные предложения; сравнительные обороты; причастный оборот; однородные члены предложения; обращение.
III. Выполнение творческих заданий по группам (задания по выбору учащихся). Составить тексты по разобранному стихотворению Л. Татьяничевой и видеофрагменту из балета А. Адана “Жизель”, сопряжённые с темой материнской любви.
1. Примерный текст на тему “Сила материнской любви”.
Мама — самая лучшая и близкая подруга. Она всегда поможет и в радости и в горе. Добрый свет лучистых маминых глаз сопровождает нас всю жизнь. У мамы верное и чуткое сердце, в котором никогда не гаснет любовь. И сколько бы ни было нам лет, всегда будет нужна мама. И чем больше наша любовь к ней, тем радостнее и светлее жизнь. Теплота маминого сердца даёт силы, чтобы жить, не ведая тревог.
2. Текст по видеофрагменту из балета А. Адана “Жизель” на тему “Сила материнской любви”.
Жизель в трудные жизненные минуты обращается к своей маме. Рядом с мамой душа её светлеет, жизнь становится радостней. Оптимизм мамы, её любовь к дочери — вот качества, которые заслуживают восхищения. Ценность жизни матери — в дочери, в её будущих свершениях и успехах. Чем щедрее мать отдаёт дочери своё тепло, тем радостнее живёт сама.
IV. Подведение итогов: что нового вы узнали на уроке? (Научились анализировать и конструировать текст.)
V. Домашнее задание по карточкам (анализ стихотворения Б. А. Ручьёва или сочинение на тему “Как нужно выражать свои мысли”).