Диктанты по русскому языку 8 класс к учебнику М. М. Разумовской
Диалог - ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ - СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Объяснительные диктанты
I
• Послушайте диалог. Отметьте особенности построения диалога.
— Ты что делаешь?
— Ничего.
— А ты что?
— Да я ему помогаю.
• Какой порок высмеивает данный диалог?
• Как нужно оформить текст данной пословицы на письме? Запишите.
• Представьте реплики диалога в схемах.
II
• Послушайте стихотворение В. Куприянова. О чём оно? Отметьте его интонационное богатство.
• Как называется такая форма речи, которая представлена в данном стихотворении? Какого пунктуационного оформления она требует?
Встреча
— Там, где ты был, какая погода?
— Держится лето с прошлого года, солнце взошло и никак не заходит, будто бы в нас оно что-то находит.
— Да? А у нас нет конца листопаду, словно по морю, проходишь по саду, видишь, вон стелется зыбью дорога, там под листвой заблудившихся много.
— Что же, дорогой пора обменяться, мне в листопаде вашем скитаться...
— Мне уходить дорогой рассвета, чтобы увидеть вечное лето.
— Я тебе пожелаю в пути оглянуться!
— Я тебе пожелаю дойти и вернуться!
• Запишите стихотворение под диктовку.
III
• Послушайте текст. Какова его главная мысль? Как построен текст? В какой его части звучит разговор двух лиц? Как называется такая форма общения? Каких знаков препинания в письменной речи требует?
6 августа 1961 года в космос полетел Герман Титов. Больше суток пробыл Герман Степанович в космосе, сделав 17 витков вокруг Земли и пролетев 700 000 километров. Титов снимал киноаппаратом Землю, наблюдал с помощью медицинских приборов за состоянием своего организма.
— Страшно было в полёте? — спросили у космонавта, когда он вернулся на Землю.
— Мне, как и всякому человеку, не чужд страх, — ответил Титов. — Но я с детства учился владеть собой и одолевать это неприятное чувство.
(К. Курбатов)
• Запишите текст под диктовку.
• Проведите синтаксический разбор предложения 2 текста. Чем оно осложнено? Вспомните правило оформления деепричастных оборотов на письме.
IV
• Послушайте текст. Какова его главная мысль?
Однажды в Финляндии, на берегах Ладоги, я сидел с крестьянским мальчиком. Кто-то, средних лет, прошёл мимо, и мой маленький друг вскочил и с искренним почтением снял свою шапочку. Я спросил его:
— Кто этот человек?
Необычайно серьёзно мальчик ответил:
— Это учитель.
Я снова спросил:
— Это ваш учитель?
— Нет, — ответил мальчик, — это учитель из соседней школы.
— Вы знаете его лично?
— Нет, — ответил мой юный друг.
— Почему же вы его приветствовали так почтительно?
Ещё более серьёзно малыш ответил:
— Потому, что он Учитель.
(Н. Рерих)
• Запишите текст под диктовку. Как вы оформите на письме ту часть текста, где происходит разговор двух героев?
• Найдите в тексте уточнение, выделите его графически, уточняемое слово возьмите в рамочку.
• ТР. Напишите небольшое сочинение-рассуждение по тексту. Сформулируйте проблему, поднятую Н. Рерихом. Определите основную мысль текста и сформулируйте авторскую позицию. Выскажите своё мнение. Аргументируйте свою позицию, опираясь на знания и читательский опыт.
V
• Послушайте текст. О каком языковом явлении в нём говорится?
Кто такой Владимир Иванович Даль? Что вы знаете об этом человеке?
Как-то встретились В.И. Далю два монаха. Они держали в руках кружку: собирали деньги на строительство церкви.
— Откуда будете, батюшка? — спросил Даль одного.
Монах ответил:
— Из Вологды.
— Да родом-то откуда? — допытывался Даль, удивляясь новгородскому произношению монаха.
— Да я тамодний, — пробормотал монах смущённо.
Даль улыбнулся: слово “тамодний” выдаёт истинного ярославца. — А не ярославские вы, батюшка? — весело спросил Даль.
Монах бухнулся в ноги Далю. Под монашескими рясами скрывались беглые воры.
(Из журнала)
• Как построен текст? Как нужно оформить диалог?
• Запишите текст под диктовку в соответствии с правилами орфографии и пунктуации.
• Найдите слово с чередующейся гласной в корне. Объясните его правописание.
• Найдите предложение с обособленным обстоятельством. Обстоятельство подчеркните, укажите способ его выражения. Определяемое слово возьмите в рамочку.
• Выделите орфограммы наречий.
VI
Вспоминая своё детство, свой родной Шекер, Ч. Айтматов говорит: “Старики нашего аила спрашивали строго, и каждый мальчишка знал свою родословную до седьмого колена. На этом зиждилась память народа, на этом крепилось сцепление поколений. Я пытался как- то сказать об этом в “Белом пароходе”, в разговоре мальчика с шофёром машины. Мальчик был удивлён, что есть люди, которые могут жить, не помня предков.
— Разве тебя не учили запоминать имена семерых предков? — спросил мальчик.
— Не учили. А зачем это? Я вот не знаю, и ничего... Живу нормально.
Мальчик призадумался, потом сказал:
— Дед говорит, что если люди не будут помнить отцов, то никто не станет стыдиться плохих дел, потому что дети и дети детей об этом не будут помнить. И никто не станет делать хорошие дела, потому что всё равно дети не будут об этом знать...
Эта простонародная философия взята мною из детства, из наставлений шекерских стариков. Я шекер и по сей день чту нашу добрую традицию... Это обязывает потомков жить, памятуя о чести и достоинстве предшественников”.
(Из газеты)
• В чём особенность композиции записанного вами текста?
• Какие из способов передачи чужой речи использованы в тексте?
• Объясните пунктуацию, с помощью которой оформляются в тексте предложения, передающие чужую речь.
• Укажите в тексте местоимения, определите их разряд.
• Перечитайте строки, в которых мальчик объясняет, зачем надо знать о своих предках. Убедительными ли кажутся вам его слова?
• Как бы вы ответили на вопрос: “Зачем нужно изучать родословную, зачем надо знать имена своих предков, историю их жизни, их дела?”
• Подберите к тексту заголовок, который будет отражать его главную мысль.