Диктанты по русскому языку 8 класс к учебнику М. М. Разумовской
Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи - ОРФОГРАФИЯ И МОРФОЛОГИЯ (НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ) - ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Словарные диктанты
I
Не правда, а ложь; небольшая, а глубокая речонка; прыгнул невысоко, говорит неискренне, неуклюжий медвежонок, спел не хуже других, не красное полотно, несправедливое замечание, идти не спеша, читать негромко, сказал вовсе не громко, смотрит неласково, неправильный ответ, нисколько не искренний разговор, неаккуратный почерк.
• Обоснуйте раздельное или слитное написание НЕ со словами.
II
Не был уверен, не думай плохо, не испытывал неловкости, ненавидел ложь, не замечая опасности, не известив о приезде, книга не прочитана, несвязанный свитер, не сделанная вовремя работа, несеяные травы, кофта не связана, не просеянная через сито мука, не знающий меры, несказанное слово, задача не решена.
• Обоснуйте раздельное или слитное написание НЕ со словами.
III
Некого спросить, никто не знает, нечем удивить, не с кем поговорить, нигде не видно, некогда гулять, никак не поймёт, ни перед чем не остановится, ни в чём не сомневается, никогда не ссоримся, негде припарковаться, не у кого узнать, ничему не рад.
• Обоснуйте раздельное или слитное написание НЕ и НИ со словами.
IV
Ничего ни у кого не спрашивайте; неширокая, а рыбная река; ни в чём никогда не сомневался, вовсе не интересное предложение, ненапечатанная работа, ошибка никем не замечена, ни на кого не рассчитывая, невысокое небо, некто не был прав, ни с кем не простившийся гость, не написанное вовремя сочинение, неправда нигде не укроется, не успевая на поезд, нырнул неглубоко, не стихая несколько мгновений, неприятель не обнаружен.
• Обоснуйте раздельное или слитное написание НЕ и НИ со словами.
Объяснительные диктанты
I
1) Не сказать человеку “здравствуйте” — значит показать дремучее моральное невежество. (В. Сухомлинский) 2) Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности. (А. Пушкин) 3) Кто сам считает себя несчастным, тот становится несчастным. (К. Гельвеций) 4) Ищи в других людях всегда хорошую сторону, а не дурную. (Л. Толстой) 5) Как может владеть другими не владеющий собой? (Древнеиндийское изречение) 6) Неизведанный друг нехорош для услуг. (Пословица) 7) Ум нередко умолкает, когда говорит сердце. (В. Плеханов) 8) Плохо, если о тебе некому заботиться. Ещё хуже, если не о ком заботиться тебе. (Э. Лец) 9) Ни при каких обстоятельствах человек не должен бросать своих вёсел. (В. Лидин) 10) Не зная истины, не нужно плохо думать о друге. (Пословица) 11) Не говорить о себе без нужды ни одного слова. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет. (К. Ушинский)
• Объясните правописание НЕ и НИ в записанных предложениях.
• Какое языковое средство выразительности использовано в предложении 5?
• Выпишите одно причастие, одно прилагательное, одно наречие. Проведите морфемный и морфологический разбор слов. В чём особенность морфемного строения наречий? Отметьте общие морфологические признаки причастий и прилагательных.
• Подчеркните грамматическую основу в предложении 1, укажите способ её выражения.
• Объясните, как вы понимаете смысл высказывания В. Лидина: “Ни при каких обстоятельствах человек не должен бросать своих вёсел”.
II
• Послушайте текст. Назовите автора и произведение, из которого взят данный отрывок.
Никто не мог положительно сказать, чем он живёт. Он никаким ремеслом не занимался, ни к кому не ездил, не знался почти ни с кем... Вёл он себя не то что скромно, — в нём вообще не было ничего скромного, — но тихо. Он жил, словно никого вокруг себя не замечал и решительно ни в ком не нуждался. Дикий-Барин пользовался огромным влиянием во всей округе. Ему повиновались тотчас и с охотой, хотя он не только не имел никакого права приказывать кому бы то ни было, но даже сам не изъявлял малейшего притязания на послушание людей, с которыми случайно сталкивался.
(И. С. Тургенев “Певцы”)
• Запишите под диктовку, объясните правописание НЕ и НИ со словами.
(Примечание: сказать о пунктуации при вводном предложении.)
• Найдите в последнем предложении текста наречие, которое имеет созвучную форму среди самостоятельных частей речи (тотчас). Докажите свой выбор, составив соответствующее предложение; объясните правописание созвучных слов.
III
1) Ни человеческого жилья, ни живой души вдали. (А. Чехов) 2) Лука раздумал тотчас лезть в воду. (Л. Толстой) 3) Блажен, кто смолоду был молод, блажен, кто вовремя созрел. (А. Пушкин) 4) Заметив меня, гусь пригнул шею к траве и с угрожающим шипением двинулся навстречу. (Е. Носов) 5) Сверкнула первая молния — наверху загрохотало и оборвалось сухим треском. (А. Куприн) 6) Поневоле рыба плавает, когда летать не на чем. (Пословица)
• Найдите наречия, которые имеют созвучные словоформы среди самостоятельных частей речи; подчеркните эти наречия как члены предложения.
• К наречиям из данных предложений подберите соответствующие словоформы с иным написанием; укажите, к каким частям речи они относятся.