Русский язык 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой
ПОНЯТИЕ О ЧУЖОЙ РЕЧИ. ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ. КОСВЕННАЯ РЕЧЬ - ЧУЖАЯ РЕЧЬ
Тип урока: усвоение новых знаний |
||
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с основными способами передачи чужой речи, структурой предложения с чужой речью; обучения интонационно правильному произношению предложений с чужой речью, обнаружению предложений с косвенной речью, объяснению их текстообразующей роли, замене прямой речи косвенной, разграничению предложений с прямой и косвенной речью |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке) |
Метапредметные: Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам. Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий. Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях |
Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: толковый словарь С. И. Ожегова; материал для устной разминки; тестовые задания |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности |
II. Анализ диктанта. Работа над ошибками |
Проводит анализ диктанта. Организует выполнение работы над ошибками |
Выполняют работу над ошибками, допущенными в диктанте. В случае необходимости обращаются к педагогу за помощью |
Осуществляют контроль учебных действий. Владеют способами конструктивного взаимодействия |
III. Повторение сведений о предложениях с прямой речью |
На доске записаны предложения с прямой речью, в которых пропущены знаки препинания. Задание: записать предложения, расставив знаки препинания; объяснить постановку знаков препинания, начертить схемы предложений. 1. Главное свойство во всяком искусстве чувство меры говорил Л. Н. Толстой и всегда был верен этому правилу. 2. Тарас стоял в толпе потупив голову и в то же время гордо подняв очи и одобрительно говорил Добре, сынку, добре. Напоминает, что прямая речь произносится не так, как слова автора, потому что принадлежит другому лицу. Если слова автора стоят перед прямой речью, то читаются с понижением голоса перед двоеточием. Если слова автора стоят после прямой речи, то произносятся с понижением тона и в ускоренном темпе |
1. “Главное свойство во всяком искусстве - чувство меры”, - говорил Л. Н. Толстой и всегда был верен этому правилу. 2. Тарас стоял в толпе, потупив голову и в то же время гордо подняв очи, и одобрительно говорил: “Добре, сынку, добре” |
Принимают и сохраняют учебные задачи. Владеют базовыми предметными понятиями, способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем. Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Осуществляют контроль и оценку учебных действий. Извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, ответов сверстников, уточнений и дополнений учителя |
IV. Словарная работа |
Чужая речь, прямая речь, слова автора (комментирующая часть) |
Объясняют значение слов. В случае необходимости обращаются к толковому словарю |
Владеют навыками работы со справочной литературой |
V. Работа по теме урока. 1. Ознакомление с теоретическим материалом “Чужая речь. Комментирующая часть”. 2. Устная разминка. |
Дает задание прочитать теоретический материал на с. 223- 224 учебника. Задание: составить предложения с прямой речью. 1. “Быстрей!”; “Посмотри, какая красота!”; “В школу я сегодня не пойду”. 2. Мама пригрозила...; ...прокомментировал Руслан; ...несказанно обрадовалась учительница; директор строго посмотрел на него и сказал... |
Читают теоретический материал, отвечают на вопросы, делают вывод, когда используются формы прямой речи, косвенной речи, как связаны чужая речь и комментирующее высказывание, читают правила на с. 224. Дополняют прямую речь словами автора и наоборот. |
Владеют навыками работы с учебной статьей. Извлекают необходимую информацию из учебника, ответов сверстников, уточнений и дополнений учителя. Формулируют ответы на вопросы. Принимают и сохраняют учебную задачу. Осуществляют контроль учебной деятельности. Владеют базовыми предметны- - ми понятиями. |
3. Устная работа по стихотворению С. Я. Маршака “Сказка про короля и солдата”. |
- Выразительно прочитайте стихотворение в учебнике на с. 225. - Какие конструкции с прямой речью встретились? - Какая конструкция вам незнакома? Обращает внимание на интонационно правильное произнесение предложения с чужой речью, разграничение глаголов разной семантики в комментирующей части. |
Читают стихотворение. Отвечают на вопросы. |
Принимают и сохраняют учебную задачу. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Владеют базовыми предметными понятиями, способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем. |
4. Тренировочные упражнения. |
1. Дает задание выполнить упр. 402. 2. Дает задание выполнить упр. 403. |
Выполняют задания устно. Выполняют задания письменно, самостоятельно определяют порядок слов в комментирующей части и ее место. |
Принимают и сохраняют учебную задачу. Осуществляют контроль учебной деятельности. |
5. Ознакомление с теоретическим материалом “Прямая и косвенная речь” |
1. Предлагает ознакомиться с теоретическим материалом в учебнике на с. 227. 2. Предлагает ознакомиться с теоретическим материалом в учебнике на с. 228 |
Читают теоретический материал. Сравнивают предложения с прямой и косвенной речью. Делают вывод, чем прямая речь отличается от косвенной; читают правила на с. 227. Отвечают, под каким номером записаны предложения с косвенной речью; чем отличаются по смыслу предложения с косвенной речью, которые присоединяются к комментирующей части словами как, что, будто |
Владеют навыками работы с учебной статьей. Извлекают необходимую информацию из учебника, ответов сверстников, уточнений и дополнений учителя. Формулируют ответы на вопросы |
VI. Закрепление изученного материала |
1. Дает задание выполнить упр. 404. Обращает внимание на интонационно правильное произношение предложений с чужой речью. 2. Дает задание выполнить упр. 405. 3. Предлагает выполнить тестовые задания. (См. Ресурсный материал.) |
Выполняют задания устно, указывают предложения с прямой и косвенной речью; делают вывод: какие предложения читаются с интонацией предупреждения, в каких комментирующая часть произносится с интонацией пояснения. Выполняют задание устно; объясняют, почему в части “Выступление” широко используются предложения с косвенной речью. Выполняют тестовые задания |
Принимают и сохраняют учебные задачи. Владеют базовыми предметными понятиями, навыками самостоятельной работы. Осуществляют контроль и оценку учебных действий |
VII. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности |
- Над какой темой работали? - Что нового узнали? - Какие задания выполняли? Какие из них вызвали затруднения? Почему? - Как оцениваете свою работу на уроке? Домашнее задание: учить правила § 65-68; выполнить упр. 406 |
Отвечают на вопросы. Проводят самоанализ учебной деятельности. Записывают, задают уточняющие вопросы |
Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Осуществляют самоанализ учебной деятельности. Принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск средств их решения |
Ресурсный материал
Тестовые задания
1. Найдите предложение с косвенной речью, которая правильно оформлена и соответствует содержанию предложения с прямой речью.
Отец кричит: “Пушки, гляди, палят!”
а) Отец кричит, что палят пушки.
б) Отец кричит, что гляди палят пушки.
в) Отец кричит, гляди палят пушки.
г) Отец кричит, гляди палят пушки!
Ответ: а).
2. Найдите ошибку в передаче прямой речи.
а) Я объяснил им, что я офицер.
б) Чижов сказал Краснову, что Коля тоже приехал.
в) Учитель сказал Вере, чтобы она сходила за мелом.
г) Саша просил маму, что мамуленька отпусти погулять.
Ответ: г).
3. Найдите примеры с ошибками при передаче прямой речи.
а) Пугачев сказал Гриневу, что ты крепко передо мной виноват.
б) Врач спросил, какая у меня температура.
в) Царь говорит Кирибеевичу, что его горю постарается помочь.
г) Болельщики кричали: “Чтобы ребята не падали духом”.
Ответ: а); г).