Русский язык 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой
ВЫДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ВВОДНЫХ СЛОВАХ, ВВОДНЫХ СОЧЕТАНИЯХ СЛОВ И ВВОДНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ - Урок 2 - Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями - СЛОВА, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫЕ С ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Тип урока: закрепление изученного материала |
||
Педагогические задачи: создать условия для закрепления умений находить вводные конструкции в предложении, производить синонимичную замену вводных слов, выделять их пунктуационно |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке) |
Метапредметные: Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам. Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий. Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях |
Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: текст для проведения объяснительного диктанта; тестовые задания |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности |
II. Повторение. Объяснительный диктант |
Проводит объяснительный диктант. (См. Ресурсный материал.) |
Пишут диктант |
Владеют навыками самостоятельной работы, способами конструктивного взаимодействия. Осуществляют контроль |
III. Работа по теме урока. 1. Наблюдение за предложениями. 2. Ознакомление с теоретическим материалом |
На доске записаны предложения: 1) Дождь, казалось, не только не утихает, но еще больше усиливается. 2) Дождь, как мне кажется, не только не утихает, но еще больше усиливается. — Сравните предложения. Чем они отличаются друг от друга? Предлагает прочитать теоретические сведения в учебнике на с. 210. Обращает внимание на то, что вводные предложения, выделенные с помощью тире, произносятся с особой интонацией (паузы становятся более продолжительными, сила голоса повышается) |
Делают вывод, что в первом предложении - вводное слово казалось, а во втором - вводное предложение. Читают теоретические сведения на с. 210, обращают внимание на виды вводных предложений: односоставное и двусоставное, опознавательные признаки (союзы как, что), правила выделения на письме вводных предложений (запятыми, тире) |
Принимают и сохраняют учебные задачи. Осуществляют логические операции. Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем. Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Владеют умением работать с учебной статьей. Извлекают необходимую информацию из учебника, ответов сверстников, уточнений и дополнений учителя |
IV. Закрепление изученного материала |
1. Дает задание выполнить упр. 377. Проводит устную работу, соблюдая интонацию вводности. 2. Дает задание выполнить творческую работу по упр. 379. Акцентирует внимание на теоретических сведениях в учебнике на с. 211 в целях формирования умения разграничивать вводные слова, наречия и частицы, которые запятыми не выделяются (вдруг, никогда, как раз, все-таки, будто, как будто, ведь, даже). 3. Дает задание выполнить упр. 382. 4. Организует выполнение самостоятельной работы по упр. 384 |
Списывают предложения, подчеркивают грамматическую основу, определяют место вводных предложений. Выполняют творческую работу. Выполняют задание. Выполняют самостоятельную работу |
Владеют навыками самостоятельной работы, способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем. Осуществляют контроль и оценку учебных действий. Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности |
V. Тестовые задания |
Предлагает выполнить тестовые задания. (См. Ресурсный материал.) |
Выполняют тестовые задания |
Осуществляют контроль учебных действий |
VI. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности |
- Над какой темой работали? - Что нового узнали? - Какие задания выполняли? Какие из них вызвали затруднения? Почему? - Как оцениваете свою работу на уроке? Домашнее задание: учить правила на с. 208, 210 (§ 61); выполнить упр. 378, 383 |
Отвечают на вопросы. Проводят самоанализ учебной деятельности. Записывают, задают уточняющие вопросы |
Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Осуществляют самоанализ учебной деятельности. Принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск средств их решения |
Ресурсный материал
Объяснительный диктант
НА ОХОТЕ
К счастью, погода была тихая, пруд словно заснул. Мы пошли было с Ермолаем вдоль пруда, но, во-первых, у самого берега утка, птица осторожная, не держится; во-вторых, если даже какой-нибудь чирок и подвергался нашим выстрелам, то достать его наши собаки были не в состоянии.
Мы плыли довольно медленно. Наконец добрались до тростников, и пошла потеха. Всех подстреленных птиц мы, конечно, не достали, но все-таки к обеду лодка наша наполнилась дичью.
(И. Тургенев.)
Тестовые задания
1. Найдите вводное предложение.
а) Во-первых;
б) к общей радости;
в) как это часто бывает;
г) вероятно.
Ответ: в).
2. Укажите предложение, в котором неверно расставлены знаки препинания.
а) Человек поднял от газеты не очень довольное, как Левчуку показалось, лицо.
б) Эта осень ворвалась в родные места хотя и в положенное время, но все же, как думал Андре, как-то внезапно.
в) Алексей, читатель уже узнал его - пристально глядел на молодую крестьянку.
г) Летние дни долгие, как говорят в народе, от утренней зари до вечерней зари на хорошем коне можно полсвета объехать.
Ответ: в).
3. Укажите примеры, в которых неверно расставлены знаки препинания.
а) Лес с каждой минутой менял краски, и, наконец, стемнело.
б) Мы простились с тобой у порога, и быть может навсегда.
в) Призыв твой, стало быть, пал на почву, всегда взрыхленную.
г) Ночью вероятно было прохладно, и окна отпотели.
Ответ: б); г).