Русский язык 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой
ВВОДНЫЕ КОНСТРУКЦИИ. ГРУППЫ ВВОДНЫХ СЛОВ И ВВОДНЫХ СОЧЕТАНИЙ СЛОВ ПО ЗНАЧЕНИЮ - Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями - СЛОВА, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫЕ С ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Тип урока: усвоение новых знаний |
||
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с группами вводных конструкций по значению; обучения различению вводных слов и членов предложения, правильному выделению вводных конструкций на письме |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке) |
Метапредметные: Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам. Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий. Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях |
Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: схема, памятка, таблица “Вводные конструкции”, текст для проведения объяснительного диктанта, тестовые задания |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности |
II. Работа по теме урока. 1. Ознакомление с теоретическим материалом. |
Предлагает ознакомиться с теоретическим материалом на с. 203, 204, 205 учебника. Обращает внимание на правила выделения вводных слов в устной речи (интонацию вводности). Акцентирует внимание на том, с какой целью вводятся в предложения вводные слова, что они вносят в речь. (Интонация вводности помогает услышать вводное слово, т. е. понять тот смысл, который вложен в предложение.) Дает задание заполнить пропущенные места схемы, таблицы и памятки. (См. Ресурсный материал.) |
Делают вывод, что вводные слова изменяют смысл высказывания. Наблюдают и сравнивают по интонации предложения. В процессе работы устанавливают, что вводные слова в устной речи выделяются интонацией вводности: паузами, понижением силы голоса и более быстрым темпом произношения вводных слов, в письменной речи - знаками препинания. Обращают внимание на употребление слова однако в качестве вводного, если оно стоит в середине или конце предложения; в качестве противительного союза - если оно является средством связи однородных членов или простых предложений в сложном. Выполняют задания. |
Владеют навыками самостоятельной работы, умением работать с учебной статьей, способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем. Извлекают необходимую информацию из учебника, ответов сверстников, уточнений и дополнений учителя. Осуществляют контроль учебных действий. |
2. Тренировочные упражнения |
1. Дает задание выполнить упр. 361, читая предложения с соблюдением интонации вводности: паузы, понижение силы голоса, темп (более быстрое произношение вводных слов). 2. Дает задание выполнить упр. 362. Объясняет, как различить вводные слова, грамматически не связанные с предложением, и те же слова, выступающие в роли членов предложения. 3. Дает задание выполнить упр. 363. 4. Обращает внимание учеников на схему в учебнике на с. 206 (упр. 364). 5. Дает задание выполнить упр. 365. 6. Организует выполнение творческой работы по упр. 368. 7. Проводит объяснительный диктант. (См. Ресурсный материал.) |
Выполняют задания. Сравнивают употребление слов казалось - казались и делают вывод, какое из них вводное. Обращают внимание на употребление слова однако в качестве вводного, если оно стоит в середине или конце предложения; в качестве союза - если оно связывает однородные члены или простые предложения в сложном. Знакомятся с материалом о разных группах вводных слов, составляют предложения. Выполняют задание устно. Подбирают вводные слова из рамки на с. 206 к ответам на вопросы и читают с интонацией вводности составленные предложения: паузы, понижение силы голоса, более быстрый темп произношения вводных слов. Убеждаются, что интонация вводности помогает услышать вводное слово, т. е. понять смысл предложения. Выполняют задание. Пишут диктант. Проводят взаимопроверку |
Владеют навыками самостоятель ной работы, умением работать с учебной статьей, способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем. Извлекают необходимую информацию из учебника, ответов сверстников, уточнений и дополнений учителя. Осуществляют контроль и оценку учебных действий. Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему |
III. Тестовые задания |
Предлагает выполнить тестовые задания. (См. Ресурсный материал.) |
Выполняют тестовые задания |
Осуществляют контроль учебных действий |
IV. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности |
- Над какой темой работали? - Что нового узнали? - Какие задания выполняли? Какие из них вызвали затруднения? Почему? - Как оцениваете свою работу на уроке? Домашнее задание: учить правила на с. 204-205, группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению (§ 60); выполнить упр. 369 (письменно), упр. 370 (устно) |
Отвечают на вопросы. Проводят самоанализ учебной деятельности. Записывают, задают уточняющие вопросы |
Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Осуществляют самоанализ учебной деятельности. Принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск средств их решения |
Ресурсный материал
Памятка “Вводные конструкции”
1. Вводные конструкции - это слова, при помощи которых говорящий:
а) выражает________________________
б) указывает на_____________________
2. Вводные конструкции (синтаксическая роль) ____________
3. Вводные конструкции выделяются на письме: ____________, ____________ и ____________.
4. Место в предложении______________ .
Вводные конструкции
№ п/п |
Группа по значению |
Примеры |
1 |
Меньшая степень уверенности |
Может быть, возможно, наверное... |
2 |
Большая степень уверенности |
Конечно, несомненно... |
3 |
Чувства |
К счастью, на беду... |
4 |
Источник сообщения |
По мнению..., по сообщению..., по-моему... |
5 |
Последовательность изложения |
Во-первых, следовательно... |
Объяснительный диктант
ПОДМОСКОВНЫЙ ЛЕС
Наверное, нет ничего в мире красивее подмосковного июньского леса. Бредешь по тропе, словно из сказки в сказку. Вот завороженным хороводом стоят белые березы. Сними с них чары - они закружат на мураве, как девушки...
Глядишь, а на поляну выбежала елка, и кругом разноцветными огоньками ромашки, колокольчики. Кажется, будто какой-то великан нес огромный букет да вот и обронил самые диковинные цветы.
Подмосковный лес - чудесная сказка. Ее, безусловно, надо читать медленно и в уединении.
(В. Степанов.)
Тестовые задания
1. Найдите предложения, в которых есть вводные слова (знаки препинания не расставлены).
а) Навстречу нам шла шхуна должно быть в Тамань.
б) Что может быть более радостного чем делиться прекрасным!
в) Старуха очевидно рассказывала о горящем сердце Данко.
г) Желание служить людям непременно должно быть потребностью души.
Ответ: а), в).
2. Вводное слово наконец выражает:
а) порядок мыслей;
б) источник сообщения;
в) степень уверенности;
г) способ оформления мыслей.
Ответ: а).
3. Какое предложение не содержит вводного слова (знаки препинания не расставлены)?
а) Солнце чувствуется уже садится за вершины далеких строений.
б) По синему небу и обилию света чувствуется приближение весны.
в) Книга может быть наиболее сложное и великое чудо.
г) Товарищ почему-то не спал и по-видимому разыскивал меня.
Ответ: б).