Русский язык 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой
СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ - ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Тип урока: усвоение новых знаний |
||
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с порядком устного и письменного синтаксического разбора предложения с обособленными членами, обучения выполнению устного и письменного синтаксического разбора предложения с обособленными членами |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке) |
Метапредметные: Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам. Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий. Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях |
Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: предложения для выборочного диктанта; текст для самостоятельной работы, спроецированный на доску |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности |
II. Актуализация опорных знаний. 1. Выборочный диктант. |
I вариант - выписать предложения с уточняющими членами предложения, II вариант - без них. 1. В деревне рано утром начинают петь петухи. 2. В доме, в комнате отца, находилась большая библиотека. 3. Вечером, часов в шесть, зазвонил телефон. 4. На даче, в домике, у них хранился весь инвентарь. 5. В школе вечером состоится родительское собрание. 6. Из дому выносили мебель: стол, стулья, диван. |
Выписывают предложения в соответствии с заданием. |
Владеют базовыми предметными понятиями. Принимают и сохраняют учебную задачу. Осуществляют контроль и оценку учебных действий. |
2. Синтаксический разбор простого неосложненного предложения |
I вариант - синтаксический разбор предложения № 1, II вариант - синтаксический разбор предложения № 5 |
Один ученик работает у доски, остальные - в тетрадях |
Владеют базовыми предметными понятиями. Принимают и сохраняют учебную задачу. Осуществляют контроль и оценку учебных действий |
III. Работа по теме |
- Перепишите второе предложение. Подчеркните грамматическую основу. Дайте характеристику предложения: по наличию грамматических основ, по характеру грамматической основы, по интонации, по цели высказывания. - Найдите группу подлежащего, выделите графически. - Найдите группу сказуемого. Выделите графически. Чем осложнено данное предложение? Укажите в характеристике предложения. - Ознакомьтесь с порядком синтаксического разбора предложения на с. 186-187 учебника. |
Принимают участие в анализе предложения, выполняют его синтаксический разбор. Закрепляют полученные знания чтением теоретических сведений учебника. |
Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем, навыками работы с учебной статьей. Извлекают необходимую информацию из учебника, ответов сверстников, уточнений и дополнений учителя. Принимают и сохраняют учебные задачи. |
урока. |
|||
1. Объяснение нового материала. |
|||
2. Фронтальная работа. |
Дает задание выполнить упр. 330. |
Производят синтаксический разбор предложений, осложненных распространенным согласованным определением. |
Владеют способами конструктивного взаимодействия. |
3. Самостоятельная |
- Расставьте знаки препинания, сделайте синтаксический разбор последнего предложения. Я поднял голову... Передо мной между двух рядов высоких тополей стрелою уходила вдаль дорога. И через нее через эту самую дорогу в десяти шагах от меня вся раззолоченная ярким летним солнцем прыгаю гуськом целая семейка воробьев прыгаю бойко забавно самонадеянно |
Переписывают текст, расставляют знаки препинания, выполняют синтаксический разбор последнего предложения |
Владеют навыками самостоятельной работы, базовыми предметными понятиями. Принимают и сохраняют учебную задачу. Осуществляют контроль и оценку учебных действий |
работа |
|||
IV. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности |
- Какова роль уточняющих членов предложения? - Чем они могут быть выражены? - Как они выделяются на письме? - Как они выделяются в устной речи? Домашнее задание: § 53, упр. 331 |
Делают выводы и обобщения. Записывают задание, задают уточняющие вопросы |
Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск средств их решения |