Русский язык 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой
УРОК-ЗАЧЕТ ПО ТЕМЕ «ОБОСОБЛЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ» - ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Тип урока: контрольный |
||
Педагогические задачи: создать условия для организации и проведения проверки знаний теоретического материала; способствовать формированию умения расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными определениями, развитию умения использовать обособленные определения в связной речи |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке) |
Метапредметные: Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам. Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий. Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях |
Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: предложения для проверки знаний; предложения для фронтальной работы; карточки для самостоятельной работы |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности |
II. Работа по теме урока. 1. Проверка знаний об обособленных определениях. 2. Фронтальная работа. 3. Самостоятельная работа с карточками |
- Запишите предложения, подчеркните определения и расставьте знаки препинания. (См. Ресурсный материал.) - Найдите ошибки и недочеты, связанные с использованием причастий и причастных оборотов. Исправьте предложения и обоснуйте свою правку. 1. Ветер срывал оставшие на деревьях листы. 2. У меня был один выигранный билет. 3. Передо мной стоял ребенок, одевающийся нянькой. 4. Так как кот, удивленный случившимся, он перестал красть. 5. У него было раскрасневшееся лицо от мороза. 6. Приказы, издаваемые дирекцией завода, не выполнялись начальниками цехов. 7. У меня сын, учившийся в первом классе. 8. Его интересовали работы, выполняющиеся студентами. Раздает карточки по вариантам. (См. Ресурсный материал.) Задание: подчеркнуть члены предложения, расставить знаки препинания |
Четыре ученика работают у доски: записывают предложения, подчеркивают определения и расставляют знаки препинания. Остальные работают в тетрадях. После этого к доске выходят другие ученики, проверяют работу своих одноклассников, подтверждают свои выводы теоретическими сведениями. Работа проводится до тех пор, пока все ученики не примут в ней участие. Обсуждают допущенные в предложениях ошибки, предлагают верный вариант построения предложений. Записывают предложения в тетрадь. Выполняют задание, в случае затруднений обращаются к учителю |
Владеют базовыми предметными понятиями, навыками самостоятельной работы. Осуществляют контроль и оценку учебных действий. Адекватно воспринимают оценку сверстников и учителя. Осуществляют контроль и оценку учебных действий. Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем. Адекватно воспринимают оценку учителя и сверстников. Владеют базовыми предметными понятиями. Осуществляют контроль учебных действий |
III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности |
- Назовите условия обособления определений. Домашнее задание: § 48, упр. 300 |
Делают выводы и обобщения. Записывают, задают уточняющие вопросы |
Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск средств их решения |
Ресурсный материал
Предложения для проверочной работы
1. Дружившие с детства, они никогда не расставались.
2. Ягоды, собранные детьми, были вкусны.
3. Ветер, теплый и ласковый, разбудил цветы на лугу.
4. Испуганная, девочка замолчала.
5. Яблоневый сад, весь в солнечных пятнах, спускался по склону холма.
6. Володя, в белой майке, покрытый до пояса простыней, полулежал на постели.
7. Весь мир, с листвой, с весенним громом, с нелегким каждым днем своим, неповторимый и огромный, для радости открылся им.
8. Дождь перестал, и облака, подгоняемые ветром, неслись над притихшей землей.
9. Вдруг вся степь всколыхнулась и, охваченная ослепительно-голубым светом, расширилась.
10. Я шел пешком и, пораженный прелестью природы, поминутно останавливался.
11. Рыба, раньше хорошо бравшая приманку, перестала клевать.
12. Несколько раз, таинственный и одинокий, мелькнул вдали огонек.
13. В конце января, овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут вишневые сады.
14. Потом пришла весна, яркая, солнечная.
15. Измученные, грязные, мокрые, мы достигли берега.
Карточки для самостоятельной работы
I вариант
1) Внизу проплыли сопки, покрытые розовым снегом, земля, забрызганная синеватыми каплями озер, и темно-синее холодное море, бившееся о гранитные берега.
2) Солнце перед самым закатом вышло из-за серых туч, покрывающих небо, и вдруг багряным светом осветило лиловые тучи, зеленоватое море, покрытое кораблями и лодками, колыхаемое ровной широкой зыбью, и белые строения города, и народ, движущийся по улицам.
II вариант
1) Ничего нет прекраснее беспредельного широкого моря, залитого лунным светом, и голубого неба, полного тихих сияющих звезд.
2) И подпасок, гоняющий коров, и землемер, едущий в бричке, и гуляющие - все глядели на закат.