Русский язык 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой
ПОНЯТИЕ ОБ ОБОСОБЛЕНИИ - ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Тип урока: усвоение новых знаний |
||
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с обособлением, выделением второстепенных членов предложения в устной речи интонационно, на письме с помощью запятых и тире, графическим обозначением обособленных членов предложения и интонацией обособления; обучения интонационно правильному произношению предложения с обособленными членами, определению их роли в предложении, выделению запятыми обособленных членов, выраженных причастными и деепричастными оборотами, распространению обособленных членов |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке) |
Метапредметные: Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам. Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий. Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях |
Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: предложения для объяснения материала; предложения для преобразования |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности |
II. Формирование новых знаний. 1. Беседа. 2. Закрепление |
- Какие вы знаете члены предложения? - Обособить член предложения - значит выделить его по смыслу. При помощи чего можно выделить наиболее важное по смыслу слово? Проиллюстрируйте это на данном предложении:Незаметно подкрались молчаливые и теплые сумерки. Поставьте определения молчаливые и теплые после определяемого слова. Как изменяется смысл предложения? - Найдите в данном предложении определение: Построенный из красного кирпича дом стоял на берегу озера. Чем оно выражено? Обособьте распространенное определение. Что для этого нужно сделать? - Прочитайте на с. 159 учебника информацию об обособлении. Могут ли главные члены предложения быть обособленными? Как на письме выделяются обособленные члены предложения? Как их выделяют графически? - Прочитайте предложения в упр. 287. С помощью интонации выделите обособленные члены предложения. Какими членами предложения они являются? |
Перечисляют члены предложения. Указывают, что наиболее важное по смыслу слово можно выделить с помощью логического ударения, изменения порядка слов. Иллюстрируют это на приведенном примере: отмечают дополнительные смыслы, которые появляются в предложении. Проводят работу по аналогии самостоятельно. Читают теоретические сведения, отвечают на вопросы учителя. Устно разбирают предложения, выделяют обособленные члены интонационно |
Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем, базовыми предметными понятиями. Извлекают необходимую информацию из различных источников: учебника, уточнений и дополнений учителя, ответов сверстников. Осуществляют логические операции. Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем, базовыми предметными понятиями |
III. Формирование практических навыков. 1. Преобразование предложений. 2. Самостоятельная работа |
- Преобразуйте два предложения в одно простое с обособленным членом (причастным или деепричастным оборотом): 1. За деревней протекает река. Она неторопливо несет свои воды к дальнему озеру. 2. Степь очаровала нас. Она была покрыта ярким ковром весенних цветов. 3. Снег осыпался с вершины деревьев. Он сверкал на солнце. 4. Эта необычная история взволновала всех. Ее рассказал неизвестный геолог. 5. Неожиданно начался сильный дождь. Он заставил нас искать укрытия. 6. Приятно было отдыхать у небольшого пруда. Он зарос по берегам густым ивняком. Дает задание выполнить упр. 288 |
Записывают преобразованные предложения, расставляют необходимые знаки препинания, подчеркивают обособленные члены, выделяют главное слово. Списывают текст, разделяя запятыми однородные члены и выделяя запятыми обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами. Подчеркивают обособленные члены, выделяют главное слово |
Владеют базовыми предметными понятиями, способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем. Принимают и сохраняют учебные задачи. Осуществляют контроль учебных действий |
IV. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности |
- Что нового вы узнали на уроке? Домашнее задание: § 47, упр. 289 |
Делают выводы и обобщения. Записывают, задают уточняющие вопросы |
Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск средств их решения |