Русский язык 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой
ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ, СВЯЗАННЫЕ ТОЛЬКО ПЕРЕЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ИНТОНАЦИЕЙ, И ПУНКТУАЦИЯ ПРИ НИХ - ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Тип урока: усвоение новых знаний |
||
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления обучающихся с правилом постановки знаков препинания при однородных членах, связанных только перечислительной интонацией, при однородных членах с обобщающим словом; обучения использованию однородных членов, связанных только перечислительной интонацией, в заданной речевой ситуации, правильной постановке знаков препинания, интонационно точному чтению предложения с обобщающим словом при однородных членах |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке) |
Метапредметные: Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам. Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий. Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях |
Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: предложения для лингвистической разминки; слова для словарной работы; текст для фронтальной работы |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности |
II. Актуализация опорных знаний. Лингвистическая разминка |
- Найдите ошибку в употреблении однородных членов: У Павла характер тверд и очень сильный. - В чем допущена ошибка при употреблении однородных членов в данных предложениях? Шел дождь и два студента. Пили чай с булками и с удовольствием. Он был в отчаянии и в плаще. |
Приходят к выводу, что формы данных определений неоднородны. Чтобы исправить ошибку, нужно сделать их однородными. - Данные слова обозначают разные явления, поэтому не могут быть однородными |
Осуществляют контроль учебных действий. Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослым |
III. Работа по теме урока. 1. Работа с теоретическим материалом. |
- Прочитайте правило на с. 129 учебника и скажите, когда между однородными членами ставится запятая. - Сделайте вывод, как могут быть связаны между собой однородные члены предложения. |
Читают правило. Приходят к выводу, что между однородными членами, не соединенными союзами, ставится запятая. - Однородные члены предложения могут быть связаны с помощью сочинительных союзов и интонационно. |
Владеют навыками работы с учебной статьей. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Осуществляют логические действия. |
2. Закрепление материала. |
- Запишите текст. Мальчик бережно положил руки на клавиши, закрыл на мгновение глаза. И вот из-под его пальцев полились торжественные, величавые аккорды. Странно было видеть и слушать, как этот маленький человечек извлекал из инструмента такие мощные, смелые, полные звуки. И лицо его как будто бы сразу преобразилось, просветлело и стало почти прекрасным. Бледные губы его слегка полуоткрылись, а глаза еще больше увеличились и сделались глубокими, влажными и сияющими! (По А. Куприну.) - Найдите однородные члены. В каких предложениях однородные члены связаны только перечислительной информацией? В каких - с помощью не только интонации, но и союза? - Графически обозначьте однородные члены предложения и слова, от которых они зависят. |
Записывают текст. Находят однородные члены. Отвечают на вопросы учителя. Графически обозначают однородные члены и главное слово. |
Осуществляют контроль учебных действий. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем, базовыми предметными понятиями. |
3. Фронтальная работа |
Дает задание выполнить упр. 235. - Почему в данных предложениях много однородных членов? В чем отличие употребления однородных членов в текстах художественного и научного стилей? - Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания; укажите слова, к которым относятся однородные члены |
Отвечают на вопросы учителя, участвуют в обсуждении. Записывают предложения, расставляя пропущенные знаки препинания, де- лая графические обозначения |
Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Осуществляют контроль учебных действий. Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем |
IV. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности |
- Что нового вы узнали на уроке? Домашнее задание: § 41; упр. 238, 239 |
Делают выводы и обобщения. Записывают задание, задают уточняющие вопросы |
Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск средств их решения |