НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Русский язык 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой

НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Тип урока: усвоение новых знаний

Педагогические задачи: создать условия для обучения распознаванию неполных предложений, определению их типа; нахождению пропущенного члена предложения; постановке тире на месте неназванного члена, выраженного глаголом; использованию неполных предложений в диалоге

Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке)

Метапредметные:

Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий.

Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях

Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Образовательные ресурсы: Богданова, Г. А. Уроки русского языка в 8 классе: кн. для учителя / Г. А. Богданова. М.: Просвещение, 2003; предложения на доске для решения проблемного вопроса; предложения для работы по разграничению односоставных и неполных предложений; текст для записи под диктовку

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

II. Актуализация опорных знаний.

Постановка проблемного вопроса

- Прочитайте данные предложения. Придумайте речевые ситуации, в которых они могли бы быть употреблены: Куда?

На столе.

Завтра.

Синие.

- Понятно ли, о чем конкретно ведется речь в этих предложениях, без контекста? Как контекст влияет на понимание смысла этих предложений?

Составляют диалоги, в которых данные предложения являются ответами. Сравнивают свои версии и приходят к выводу, что данные предложения могут встречаться в разных ситуациях, но их значение раскрывается только в контексте

Принимают и сохраняют учебные задачи. Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Владеют конструктивными способами взаимодействия со сверстниками и взрослым

III. Формирование новых знаний.

1. Работа с теоретическим материалом.

2. Самостоятельные наблюдения

- На с. 116 учебника прочитайте, как называют такие предложения.

- Опираясь на материал учебника, ответьте на следующие вопросы: где чаще всего используются неполные предложения? Почему неполные предложения часто используют в диалогах? Как мы их понимаем? Какие члены могут быть пропущены в неполных предложениях?

- Просмотрите текст упр. 213. Найдите примеры неполных предложений. Сделайте вывод о том, как на письме может обозначаться пропущенный член неполного предложения

Работают с теоретическим материалом, отвечают на вопросы учителя.

Изучают текст упражнения. Находят примеры неполных предложений. Приходят к выводу, что на месте неназванного члена, выраженного глаголом, ставится тире

Владеют навыками работы с учебной статьей, конструктивными способами взаимодействия. Извлекают необходимую информацию из различных источников: учебника, ответов сверстников, уточнений и дополнений учителя.

Владеют навыками самостоятельной работы, работы с текстом. Осуществляют логические действия. Принимают и сохраняют учебные задачи

IV. Работа по теме урока.

1. Работа по разграничению односоставных и неполных предложений.

- Прочитайте предложения:

1. Ночь. Полное безмолвие.

2. За полярным кругом сейчас ночь. Во льдах полное безмолвие.

- Запишите их и подчеркните главные члены предложения.

- Рассмотрите первую группу предложений. Назовите распространенное предложение. От какого слова зависит определение полное?

- Рассмотрим вторую группу предложений. Можно ли задать вопросы к словам от подлежащего ночь?

Если ученики могут не догадаться, учитель объясняет, что второстепенные члены в этом предложении относятся к группе сказуемого. Это неполное предложение.

- Докажите, что предложение: Во льдах полное безмолвие- является неполным.

Записывают предложения, подчеркивая главные члены.

Определяют в первой группе распространенное предложение (Полное безмолвие); выясняют, что определение зависит от подлежащего.

Определяют второстепенные члены, относящиеся к группе подлежащего и группе сказуемого. Приходят к выводу, что это предложение неполное, так как в нем отсутствует сказуемое.

Принимают и сохраняют учебные задачи. Владеют базовыми предметными понятиями, способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

Осуществляют логические действия.

2. Фронтальная

работа

- Запишите текст под диктовку. Определите виды предложений: полное/неполное, односоставное/двусоставное.

Предметы, хранящие память о жизни... Перо... Обычное перо в деревянной некрашенной ручке. Обычные пожелтевшие листы бумаги. У стола - маленькое кресло. Пустое кресло. Среди пишущих на земле нет пока человека, который мог бы по праву занять его... Столик с подарками почитателей, керосиновая лампа. Портрет Диккенса. Великий русский очень любил великого англичанина. Кувшин для умывания. Простая железная кровать, белое покрывало, белая стираная толстовка. На столе две свечи. Он потушил их, покидая навсегда Ясную Поляну. С той поры свечи не зажигались ни разу... На столе письма. Одно из них - из Америки.

(По В. Пескову.)

Записывают текст. Определяют виды

предложений

Принимают и сохраняют учебные задачи. Владеют базовыми предметными понятиями, навыками самостоятельной работы. Осуществляют контроль и оценку учебных действий

V. Итог урока.

Рефлексия учебной деятельности

- Что нового вы узнали на уроке?

Делают выводы и обобщения.

Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск средств их решения

Домашнее задание: § 37, упр. 214

Записывают, задают уточняющие вопросы






Для любых предложений по сайту: [email protected]