Русский язык 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой
ОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Тип урока: усвоение новых знаний |
||
Педагогические задачи: создать условия для обучения распознаванию определенно-личных предложений, нахождению их главного члена, определению способа его выражения, разграничению разных вариантов выражения главного члена определенно-личного предложения, использованию определенно-личных предложений в речи |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке) |
Метапредметные: Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам. Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий. Коммуникативные - осуществляют коммуникативно- целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях |
Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: предложения для лингвистической разминки; слайд с рекомендациями ВОЗ |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности |
II. Актуализация опорных знаний. Лингвистическая разминка |
- Запишите правильный вариант, выделите главные члены предложений; укажите, чем они выражены: Мальчик сидел за столом и раскрашивает картинки. Белый мышь умел стоять на задних лапах. |
Записывают исправленный вариант. Выделяют главные члены предложения. Отмечают, что они выражены существительными и глаголами. |
Владеют базовыми предметными понятиями. Осуществляют контроль учебных действий. Принимают и сохраняют учебные задачи. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы |
- Просклоняйте глагол сидеть по лицам. - Вспомните, какие наклонения глагола вам известны? Поставьте глагол сидеть в форму условного наклонения, повелительного наклонения |
Работают с глаголом сидеть. Вспоминают, как глаголы изменяются по лицам. Делают запись вида: 1-е лицо. Я сижу. Мы сидим. 2-е лицо. Ты сидишь. Вы сидите. 3-е лицо. Он сидит. Она сидит. Они сидят. Вспоминают наклонения глагола |
||
III. Работа по теме урока. 1. Работа с теоретическим материалом. |
- Прочитайте текст, предложенный на с. 105 учебника. Укажите односоставные предложения. Чем в них выражен главный член? - Определите в этих предложениях действующее лицо по форме глагола, значению окончания. - Прочитайте теоретические сведения на с. 105 учебника и скажите, что такое определенно-личное предложение. |
Читают текст. Находят односоставные предложения. Отмечают, что главные члены односоставных предложений в тексте выражены глаголами. Указывают морфологические признаки каждого глагола. Уточняют действующее лицо по форме глагола, значению окончания. Приходят к выводу, что на лицо достаточно определенно указывают окончания глаголов-сказуемых в форме 1-го или 2-го лица изъявительного наклонения или 2-го лица повелительного наклонения. |
Владеют навыками работы с учебником, базовыми предметными понятиями, способами конструктивного взаимодействия. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Извлекают необходимую информацию из различных источников: учебника, ответов сверстников, уточнений и дополнений учителя. |
2. Фронтальная работа |
Дает задание выполнить упр. 184. Организует словарную работу со словом перрон |
Списывают, расставляя знаки препинания. Указывают грамматические основы двусоставных и односоставных предложений. В определенно-личных предложениях указывают, чем выражен главный член |
Владеют навыками самостоятельной работы, работы со справочной литературой. Осуществляют контроль учебных действий |
IV. Закрепление изученного материала. Самостоятельная творческая работа |
- Восстановите авторский текст по упр. 187: исключите из всех предложений, кроме первого, местоимение я. - Расставьте недостающие знаки препинания. После выполнения упражнения проводит фронтальную проверку |
Списывают восстановленный авторский текст, расставляя пропущенные знаки препинания |
Владеют навыками самостоятельной работы, самоконтроля учебной деятельности |
V. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности |
- Ознакомьтесь с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения для детей. (См. Ресурсный материал.) - К какому стилю речи относится данный текст? - Какие виды предложений по цели высказывания встречаются в данном тексте? - Какие виды предложений в нем использованы (односоставные или двусоставные)? - Чем выражен главный член в данных предложениях? - К какому типу односоставных предложений они относятся? Почему? Домашнее задание: § 32, упр. 186 |
Делают выводы и обобщения. Записывают, задают уточняющие вопросы |
Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Владеют навыками самооценки учебной деятельности. Принимают и сохраняют учебные задачи |
Ресурсный материал
Рекомендации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ)
Познай самого себя. Пойми, как меняется и растет твой организм.
Содержи тело в чистоте. Часто мойся, чисти зубы и ногти.
Заводи друзей. Будь хорошим другом сам, научись говорить с друзьями и родителями и выслушивать их.
Научись говорить “нет”. Если тебя просят сделать что-то, от чего ты чувствуешь себя неловко, говори “нет”.