Русский язык 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой
ПУНКТУАЦИЯ И ОРФОГРАФИЯ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ: ЗНАКИ ЗАВЕРШЕНИЯ, РАЗДЕЛЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ
Тип урока: повторительно-обобщающий |
||
Педагогические задачи: создать условия для обучения разграничению знаков препинания по их функциям; организации и проведения объяснения синтаксических условий употребления знаков препинания. Содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке) |
Метапредметные: Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам. Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий. Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях |
Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности |
II. Проверка домашнего задания |
Спрашивает, почему важно изучать русский язык; организует проверку домашнего задания |
Отвечают на вопросы домашнего задания |
Владеют навыками контроля и оценки учебных действий. Умеют слушать |
III. Постановка учебной задачи |
- Прочитайте отрывок из семейного письма А. Чехова на с. 7 учебника. Почему писатель воспроизвел в письме меню? Все ли сразу понятно в этой записи? Почему? Почему важно соблюдать орфографические и пунктуационные нормы? Докажите свою мысль на примере известной фразы: “Казнить нельзя помиловать” |
Читают отрывок. Рассуждают на заданную тему |
Владеют навыками осознанного чтения. Ориентируются на странице в учебнике. Умеют слушать. Формулируют и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему |
IV. Работа по теме урока. 1. Анализ таблицы. |
- Какие знаки препинания вы знаете? - Каждый знак препинания выполняет свою функцию. Посмотрите на таблицу на с. 8-10 учебника и назовите назначение знаков препинания. - Какие знаки препинания мы можем поставить в конце предложения? Как знак препинания влияет на интонацию предложения? Покажите это на примере четверостиший из упр. 5. - Какие знаки препинания стоят внутри предложения? Что может разделять запятая? Двоеточие? Тире? - Какие знаки препинания относятся к знакам выделения? Почему знаки выделения так называются? Что они могут выделять в предложении? |
Принимают активное участие в беседе, работают с учебником. Читают четверостишия с соответствующей интонацией. Работают с таблицей. |
Ориентируются на странице в учебнике. Владеют навыками работы с учебной статьей, способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослым. Умеют слушать. Извлекают необходимую информацию из различных источников (учебника, ответов сверстников). Формулируют и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. |
2. Закрепление материала и проверка понимания темы (упр. 7). |
- Найдите в тексте упражнения предложения с разделительными запятыми. (Обращает внимание на словарные слова, приведенные в рамках; устно разбирает с классом орфографические случаи.) Выпишите их, графически обозначьте синтаксические конструкции, для разделения которых служат знаки препинания. По этому же принципу проводит работу с предложениями: 1) со знаками выделения, 2) знаками выделения и разделения. |
Находят четверостишия с разделительными запятыми. Работают со словарными словами. Участвуют в обсуждении орфографических случаев. Записывают четверостишия с разделительными запятыми. Участвуют в обсуждении, записывают четверостишия по заданному принципу. |
Умеют слушать. Владеют навыками осознанного чтения, способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослым, навыками контроля и оценки учебных действий. Адекватно реагируют на оценку сверстников и учителя. |
3. Контроль за пониманием темы |
Работа с четверостишием Е. Баратынского. И вот сентябрь! Замедля свой в..сход С..яньем хладным солнце блещ..т И луч(?) его в з..рцале зы(б,п)ком вод (Не)верным зол..том тр..пещ..т |
Списывают четверостишие с доски, вставляют пропущенные буквы, раскрывают скобки, расставляют знаки препинания. Над разделительными знаками препинания надписывают букву р, над выделительными - в. Графически обозначают условия употребления знаков препинания |
Принимают и сохраняют учебные задачи. Владеют навыками самоконтроля учебных действий |
V. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности |
- На какие три группы делятся знаки препинания по своему назначению? - Какие знаки препинания относятся к знакам завершения предложения? Как они влияют на интонацию предложения? - Какие знаки препинания относятся к знакам разделения? Что они разделяют? - Какие знаки препинания относятся к знакам выделения? Что они выделяют? Домашнее задание: § 1, 2; упр. 9 |
Отвечают на вопросы. Делают выводы и обобщения. Записывают, задают уточняющие вопросы |
Формулируют и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Владеют навыками самооценки учебной деятельности. Адекватно реагируют на оценку. Принимают и сохраняют учебные задачи |