Русский язык 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой
СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ДВУСОСТАВНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ - Второстепенные члены предложения - ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Тип урока: повторительно-обобщающий |
||
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с порядком устного и письменного синтаксического обучения выполнению устного и письменного синтаксического разбора двусоставного предложения |
разбора двусоставного предложения, |
|
Планируемые результаты |
||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке) |
Метапредметные: Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам. Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий. Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях |
Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: сочетания слов для фронтальной работы; предложения для редактирования; памятка для подготовки к составлению характеристики человека |
||
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности |
II. Актуализация опорных знаний. Работа с предложением |
-Докажите, что это не предложения: Пыль ветер поднять долго не улечься. Пыль, поднятая ветром, долго не улегаясь. - Согласуйте эти слова так, чтобы получилось предложение. - Какое эго предложение: повествовательное, вопросительное или побудительное? Восклицательное или невосклицательное? - Найдите грамматическую основу. Определите тип сказуемого. Чем выражено сказуемое? - Найдите в предложении все словосочетания. Выделите их графически. Определите тип подчинительной связи. Выполните разбор по членам предложения |
Отмечают, что в предложенных сочетаниях нет смысловой и интонационной завершенности, поэтому они не являются предложениями. Составляют предложение. Например: Пыль, поднятая ветром, долго не могла улечься. Анализируют предложение по вопросам учителя |
Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослым, базовыми предметными понятиями. Осуществляют логические действия |
III. Работа по теме урока. 1. Работа с учебником. |
- Прочитайте тему урока. Скажите, чем мы сегодня будем заниматься? Какое предложение называется двусоставным? Какими синтаксическими характеристиками может обладать предложение? - Познакомьтесь с порядком синтаксического разбора двусоставного предложения на с. 93-94 учебника. |
Отвечают на вопросы учителя, определяют задачи урока. Знакомятся с порядком синтаксического разбора предложения. |
Извлекают необходимую информацию из различных источников: учебника, ответов сверстников, дополнений и уточнений учителя. Владеют навыками работы |
2. Фронтальная работа. |
Дает задание выполнить упр. 160. |
Списывают текст упражнения, расставляют недостающие знаки препинания, выполняют синтаксический разбор предложений. |
с учебной статьей, способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем. |
3. Игра “Редактор” |
- Вспомните, что такое паронимы. Исправьте в предложениях ошибки, связанные с неправильным употреблением паронимов. 1. Вернувшись с работы, мы сыто пообедали. 2. Мальчику очень понравился рыбий суп. 3. Это была памятливая для меня поездка. 4. Собака была злостная, всех кусала. 5. Эта девушка была большая юмореска по своей натуре |
Исправляют ошибки. Записывают исправленные предложения, выполняют графический разбор по членам предложения, устно дают синтаксическую характеристику предложениям |
Осуществляют контроль и оценку учебных действий, логические действия. Извлекают необходимую информацию из различных источников: учебника, ответов сверстников, дополнений и уточнений учителя |
IV. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности |
- Назовите синтаксические характеристики предложения. Домашнее задание: подготовиться к составлению характеристики человека - выбрать героя своего сочинения, собрать информацию о нем в соответствии с памяткой (см. Ресурсный материал), принести на урок |
Делают выводы и обобщения. Записывают, задают уточняющие вопросы |
Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Принимают и сохраняют учебные задачи |
Ресурсный материал
Памятка
1. Определите объект характеристики (о ком бы вам хотелось написать).
2. Подумайте, какую черту характера вы считаете нужным выделить.
3. Подберите факты из жизни вашего героя, в которых эта черта характера проявилась особенно ярко.
4. Продумайте композицию своего сочинения. Составьте план.
5. Определите, к какому типу речи будет относиться ваш текст. Что вы будете использовать: описание внешности, повествование о событии из жизни, рассуждение о поступках героя?
6. Подберите яркий заголовок.
7. Подумайте, какие языковые средства вы будете использовать.