Русский язык поурочные разработки 8 класс - 2016 год
Анализ контрольного диктанта. Назначение обращения. Распространённые обращения. Выделительные знаки препинания при обращении - ОБРАЩЕНИЕ - СЛОВА, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫЕ С ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цели: проанализировать и исправить ошибки, допущенные в контрольном диктанте; расширять представления об обращении и его роли в предложении; познакомить со способами выражения обращения, его стилистическими особенностями; развивать умения находить обращение в тексте, отличать обращение и подлежащее; развивать пунктуационные навыки; работать над соблюдением правильной интонации при чтении предложений с обращениями.
Планируемые результаты: умения анализировать ошибки, допущенные в контрольном диктанте, понимать их причины; знание стилистических особенностей обращения; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, обнаруживать обращение в предложении, объяснять языковые явления и процессы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Анализ контрольного диктанта
(Наиболее часто встречающиеся ошибки разбираются на доске, затем ученики работают самостоятельно, заполняя свои индивидуальные карточки и выполняя работу над ошибками в специальных тетрадях. Учитель и хорошо успевающие ученики консультируют, помогают в работе.)
III. Проверка домашнего задания
(Реализация задания повышенной трудности (с. 194, работа в группах).)
IV. Работа по теме урока
1. Слово учителя
Мы начинаем новую большую тему, в которой подробно будем изучать обращения, вводные слова и междометия — те слова, которые грамматически не связаны с членами предложения, но входят в его состав. Вспомним изученное об обращении, а затем пополним наши знания.
2. Работа по учебнику
(Чтение и обсуждение теоретических сведений и материала для самостоятельных наблюдений (с. 195).)
3. Слово учителя
Обращение — слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью. Обращение не входит в структуру предложения, т. е. не является его членом. Обращения применяются, прежде всего, в устной речи. Мы часто обращаемся к родителям, товарищам, учителям, знакомым, называя их.
Юра, у тебя есть запасная ручка?
Можно мне погулять, мама. Я уже сделал уроки.
Валерий Михайлович, повторите, пожалуйста, вопрос.
Доктор, я уже здоров.
Официальные объявления тоже часто начинаются с обращений.
Граждане встречающие, поезд Петербург — Москва прибывает на первый путь.
Причём, заметьте, предложения с обращениями имеют специфическую, звательную интонацию. В письмах, официальных или неофициальных, мы обязательно обращаемся к человеку, которому пишем.
Здравствуй, дорогая бабушка!
Лёнька, привет!
Уважаемый Николай Петрович!
Здравствуй, дорогая редакция!
По тому, как мы обращаемся, видно наше отношение к человеку. Как вы заметили, обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения. Напомню, что членом предложения оно при этом не является.
4. Работа по учебнику
(Чтение и обсуждение теоретических сведений и материала для самостоятельных наблюдений (с. 197—199).)
— Какие новые сведения об обращении вы узнали? (Примерный ответ. Обращение имеет форму именительного падежа. В поэтической речи обращениями могут быть неодушевлённые существительные — это один из приёмов олицетворения. Знаки препинания при обращении — выделительные (запятые и восклицательный знак). Обращения не влияют на знаки препинания в конце предложения. Если обращение произносится с особым чувством, то после него ставится восклицательный знак, а следующее предложение пишется с прописной буквы. Перед обращением может быть междометие о, которое сливается с ним при произношении и не отделяется запятой.)
V. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
1. Упр. 343 — выразительное чтение, обсуждение вопросов и заданий, письменное выполнение (вариант 1 — нечётные предложения, вариант 2 — чётные), устный пунктуационный разбор предложения, морфологический разбор на доске.
2. Упр. 344 — выразительное чтение, обсуждение вопросов и заданий, письменное выполнение, фонетический разбор на доске.
3. Упр. 345 — письменное выполнение по вариантам.
4. Упр. 346 — самостоятельное выполнение с последующим обсуждением.
5. Упр. 348 — выразительное чтение, самостоятельное выполнение.
VI. Подведение итогов урока
— Расскажите о назначении обращения.
— Что нового вы узнали об обращении?
Домашнее задание
1. Закончить работу над ошибками.
2. § 55-57.
3. Упр. 342 (устно), 347.