Русский язык поурочные разработки 8 класс - 2016 год
Анализ контрольного диктанта. Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них - ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Цели: проанализировать и исправить ошибки, допущенные в контрольном диктанте; углублять представления об обособлении обстоятельств; показать различие между деепричастиями и наречиями, от них образованными; вырабатывать навыки выразительного чтения; развивать пунктуационные навыки.
Планируемые результаты: умения анализировать ошибки, допущенные в контрольном диктанте, понимать их причины; знание правил обособления обстоятельств; умения интонационно и на письме выделять обособленные обстоятельства в предложении, обнаруживать и устранять речевые ошибки, объяснять языковые явления и процессы.
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Анализ контрольного диктанта
(Наиболее часто встречающиеся ошибки разбираются на доске, затем ученики работают самостоятельно, заполняя свои индивидуальные карточки и выполняя работу над ошибками в специальных тетрадях. Учитель и хорошо успевающие ученики консультируют, помогают в работе.)
III. Проверка домашнего задания
(Чтение и обсуждение сочинений-миниатюр на тему “Искусство”.)
IV. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
(Обсуждение вопросов и заданий материала для самостоятельных наблюдений, чтение примеров (с. 175, 176).)
2. Повторение сведении о деепричастии и деепричастном обороте
Изучая обособленные определения, мы много внимания уделяли причастиям и причастным оборотам. Сегодня речь пойдёт об обособлении обстоятельств, и в частности деепричастия. Заметим, что причастие и деепричастие связаны с глаголом, имеют значение действия.
— Что обозначает деепричастие? (Добавочное действие.)
— Каковы грамматические признаки деепричастия? (Глагольные признаки: вид, переходность, возвратность; неизменяемость; в предложении служит обстоятельством.)
— Как образуются деепричастия? (Несовершенного вида — от основы настоящего времени глагола с помощью суффикса -а- (-я-) (держа, готовя); совершенного вида — от основы неопределённой формы или прошедшего времени с помощью суффиксов -в-, -вш-, -ши- (решив, испугавшись, испёкши), а в некоторых случаях -а- (-я-) (услыша, уйдя).)
— Как выделяются на письме деепричастия и деепричастные обороты? (Запятыми выделяются не только деепричастные обороты, но и отдельные деепричастия, независимо от их места в предложении.)
3. Слово учителя
Иногда мы имеем дело с наречием, образованным от деепричастия и полностью схожим с ним по форме. Как в этом случае отличить наречие от деепричастия? Почти всегда это можно сделать лишь в контексте, в конкретном предложении.
Смеясь и шутя, мы побежали к реке.
Задачу я решил шутя.
В первом случае шутя — деепричастие, оно имеет значение дополнительного действия.
Мы смеялись и шутили, когда бежали к реке.
Во втором случае шутя — наречие, оно имеет наречное значение, синонимичное слову легко, в предложении нет значения решал и шутил.
V. Закрепление изученного материала
1. Объяснительный диктант
(Тексты всех предложений следует прочитывать, соблюдая правильную интонацию. Заметим, что интонация подсказывает постановку знаков препинания: наречия, образованные от деепричастий, интонационно не выделяются.)
1) Дождь барабанил по крыше, точно сердясь и негодуя на кого-то. (А. Чехов) 2) Наше дело — расти, расширять своё влияние, работать не покладая рук. (М. Шолохов) 3) В саду за окнами, не умолкая ни на одну секунду, кричали воробьи и сороки. {А. Чехов) 4) Анна не спеша пошла в огород, поглядывая на небо. (Г. Марков)
2. Работа по учебнику
1. Упр. 314 — комментированное письмо, выполнение заданий.
2. Упр. 315 — обсуждение заданий, запись текста, работа над выразительным чтением.
3. Упр. 316 — обсуждение вопросов и заданий, самостоятельное выполнение.
VI. Подведение итогов урока
— Какие обстоятельства на письме выделяются запятыми?
— Как отличить деепричастия от наречий, от них образованных?
— Обособляются ли фразеологические обороты, включающие деепричастия?
Домашнее задание
1. Закончить работу над ошибками.
2. § 51.
3. Упр. 317.
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Лингвистическая разминка
Словарный диктант
(Можно дать диктант по вариантам.)
Элемент, бессмертный, мультимедиа, сожжённый, комбинация, академия, представление, микроэлемент; разговор, раскалённый, рассуждение, мультипликация, импровизация, президент, мультфильм, мультимедийный, идеальный, соотечественник, иссечённый, трасса.
III. Проверка домашнего задания
(Упр. 317 — проверка по цепочке, морфологический разбор на доске.)
IV. Работа по теме урока
1. Объяснительный диктант
1) Не вставайте, отвечайте сидя. 2) Махнём не глядя, как на фронте говорят. 3) Не рекомендуется читать лёжа. 4) Нежданов чувствовал себя одиноким, несмотря на привязанность друзей. (И. Тургенев) 5) Состав, согласно указанию диспетчера, был подан на первый путь.
6) Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Ф. Тютчев
Дополнительное задание: определить синтаксические особенности предложений.
Комментарии
1) Сидя — наречие, можно заменить синонимом с места.
2) Не глядя — наречие, можно заменить синонимом вслепую.
3) Лёжа — наречие, можно заменить контекстуальным синонимом в горизонтальном положении.
4) Обстоятельство с предлогом несмотря на практически всегда обособляется.
5) Обстоятельство с предлогом согласно указанию диспетчера обособляется, так как оно распространено и стоит перед сказуемым.
6) Обособлены однородные обстоятельства.
Синтаксические особенности предложений:
1) определённо-личное предложение;
2) первая часть сложного предложения — определённо-личное, вторая часть — неопределённо-личное;
3) безличное предложение;
4) сказуемое сознавал себя одиноким — составное именное;
5) сказуемое был подан — составное именное;
6) первая часть сложного предложения — определённо-личное; вторая часть осложнена однородными обстоятельствами; определения весенний первый неоднородные.
2. Работа по учебнику
1. Упр. 318 — обсуждение заданий, письменное выполнение.
2. Упр. 320 — выразительное чтение, самостоятельное выполнение с последующим обсуждением.
3. Упр. 321 — выразительное чтение, обсуждение вопросов и заданий, письменное выполнение.
4. Упр. 322 — чтение предложений, анализ речевых ошибок, чтение и обсуждение теоретических сведений (с. 180, 181), запись исправленных предложений.
V. Подведение итогов урока
— Расскажите об обособлении обстоятельств.
— Как избежать речевых ошибок в предложениях с деепричастными оборотами?
Домашнее задание
1. § 51.
2. Упр. 319.